Увольнение в связи с утратой доверия производится

Увольнение гражданских и муниципальных служащих в связи с утратой доверия

Увольнение в связи с утратой доверия производится

Увольнение гражданских и муниципальных служащих в связи с утратой доверия производится по специальному плану, который учитывает все законодательные нормы и различные нюансы. Сама процедура имеет пошаговый характер и включает в себя как процедуру задокументированной проверки, так и дальнейший процесс увольнения и расчета.

Законодательство

Основные варианты увольнения по утрате доверия закреплены в законе «О противодействии коррупции», а также в дальнейших дополнениях и поправках.

Большая часть процессов связанных с утратой доверия расписано в 81 статье. Пункт 7 регламентирует материальную ответственность и возможность увольнения. В пункте 7.1 есть дополнение о коррупции.

Гражданские служащие подчиняются закону «О государственной гражданской службе РФ». По статье 59.2 этого закона увольнение госслужащего по утрате доверия производится на основе коррупционных составляющих.

Деятельность муниципального служащего также регламентирована федеральным законодательством (О муниципальной службе в РФ). Основания для увольнения в связи с утратой доверия прописаны в этом законе в статье 27.1. Чаще всего основанием является конфликт интересов или же сокрытие доходов.

Необходимые мероприятия

Если есть наличие нарушения в исполнении своих обязанностей сотрудником, то работодатель должен предварительно начать проверку этого факта. Дальнейшие результаты проверки покажут наличие оснований для увольнения.

Пошаговая процедура:

  • выявление нарушения, то есть должен быть сам факт проступка;
  • создание незаинтересованной комиссии (численность может быть любая, но строго не меньше трех лиц);

Образец приказа о создании комиссии для проведения служебного расследования

  • проведение проверки, которая выявляет все моменты нарушения и степень вины сотрудника;
  • на основании полученных доказательств, которые должны быть задокументированы, идет процедура наказания;
  • дисциплинарное взыскание в виде увольнения требует серьезного нарушения, а также полную утрату доверия в отношении сотрудника;
  • издается приказ, на основе которого производится расчет и увольнение сотрудника, а также взыскание в материальной форме при необходимости.

Образец записи в трудовую книжку об увольнение по утрате доверия

Вся ответственность, которая может послужить дальнейшим основанием для увольнения по утрате доверия, прописывается в ряде документов:

  • трудовой договор и дополнения к нему;
  • дополнительные соглашения об ответственности, в том числе имущественного или материального характера;
  • инструкция по должности, в которой прописаны все обязанности.

Все лица, которые являются гражданскими или муниципальными, находятся под постоянным контролем со стороны различных государственных органов. Стоит учесть, что основаниями для увольнения такой категории может быть проведенная государственная проверка, которая выявит нарушения и нарушителя.

Важным моментом является составление приказа, который должен быть представлен виновному под роспись. Если увольняемый отказывается от простановки росписи, то приказ зачитывается при свидетелях, в присутствии виновного лица.

Указанная дата увольнения считается последним рабочим днем, во время которого должен быть произведен расчет.

Особенности расчета и выплат

Любой гражданский или муниципальный служащий получает при увольнении расчет. Сам расчет может включать в себя:

  • основные выплаты при увольнении (зарплата, отпускные);
  • дополнительные (различные премиальные и надбавки);
  • наличие материального взыскания.

Фактически при расчете из средств, которые выплачиваются при увольнении, могут вычесть ту сумму, на которую был нанесен ущерб. В большинстве случаев при серьезных нарушениях, в частности коррупционного характера, увольняемые также должны оплатить государственный штраф.

Требуется помнить, что расчет должен быть произведен не позднее дня увольнения, прописанного в приказе, так как невыполнение такого правила является нарушением уже со стороны работодателя.

Все выплаты и взыскания должны быть занесены в расчетный листок, который выдается совместно с остальной документацией.

Образец заполнения расчетного листка – лицевая сторона Образец заполнения расчетного листка – обратная сторона

Особенности увольнения служащего

У каждого типа служащих есть свои особенности, которые требуется учитывать при увольнении. Нюансы гражданской службы:

  • широкий ряд полномочий имеет дополнительные ограничения, которые не используются для обычных категорий сотрудников;
  • требуется соблюдение личных и государственных интересов в виде баланса. Если личные интересы перевешивают при совершении должностях обязанностей, то создается основание для утраты доверия;
  • проверка достоверности нарушения и увольнения предусматривается Указом Президента №1065;
  • как и для остальных категорий граждан также предусмотрена полная процедура проверки с подключением специальной комиссии.

У работника муниципалитета больше возможностей для утраты доверия. Если у госслужащих основной статьей является нарушение коррупционных правил, то у муниципального служащего есть ряд оснований для процедуры увольнения по утрате доверия. Сюда входит как конфликт интересов, так и неисполнение должностных обязанностей.

Увольнение служащих гражданского или муниципального типа по утрате доверия возможно только при наличии всех доказательств. Процедура увольнения включает в себя несколько этапов и учитывает все трудовые права работника. Весь процесс сбора доказательной базы и дальнейшие действия являются стандартными для всех категорий сотрудников.

Источник: https://u-volnenie.ru/posts/po-iniciative-rabotodatelya/uvolnenie-grazhdanskih-i-munitsipalnyh-sluzhashhih-v-svyazi-s-utratoj-doveriya

Увольнение работника за утрату доверия в 2020 году: порядок, статья

Увольнение в связи с утратой доверия производится

Трудовое законодательство предусматривает такую позицию, как увольнение в связи с утратой доверия. Что же это такое на самом деле и в каких случаях работодатель имеет право обратиться к этому пункту соответствующей статьи кодекса? Предлагаем вам ознакомиться с подробностями такой процедуры.

Что говорится в Трудовом кодексе?

Прежде чем совершать какие-либо действия по отношению к работнику, даже если вы намерены увеличить ему зарплату или повысить его в должности, лучше заглянуть в свод законов о труде и проверить, не нарушаете ли вы какие-нибудь положения.

Что касается расторжения трудового договора в связи с утратой доверия – это оговаривается в седьмом пункте восемьдесят первой статьи.

И дословно текст гласит «совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности», что уже накладывает на работодателя ограничения – то есть дворника или грузчика по такой причине не уволишь, даже если они украдут и продадут сейф с крупной суммой прибыли, и это будет доказано.

При оформлении увольнения сотрудника этот нюанс необходимо учитывать.

К содержанию

Порядок увольнения по утрате доверия

Если вы твердо уверены, что ваш случай подпадает под указанное в Трудовом кодексе, и твердо уверены, что сможете предоставить достаточные доказательства в подтверждение виновности работника, порядок увольнения будет примерно таким же, как и в любом другом случае, когда инициатива исходит от работодателя:

  • служащему направится уведомление о предстоящем расторжении трудового договора;
  • по предприятию будет издан приказ;
  • в последний рабочий день сотруднику будут выданы все положенные документы и деньги.

К содержанию

Уведомление

Предупреждение об увольнении в случае совершения проступка не должно предусматривать обязательного двухнедельного срока. Если работодатель обнаружил, что служащий совершил виновное действие, он может уволить его в любой день по своему усмотрению.

Уведомление про увольнение работника в связи с утратой доверия обязательно должно быть в письменном виде, а сотрудник должен расписаться в его получении. Если он отказывается расписываться, об этом составляется акт.

К содержанию

Приказ

На основании установленного факта совершения виновного проступка по предприятию издается приказ стандартной формы Т-8. В приказе обязательно должна быть такая же формулировка, как впоследствии будет указана в трудовой книжке.

К содержанию

Расчет

Как и в общем случае, при увольнении по утрате доверия в последний рабочий день служащему выдают все, что ему причитается:

  • трудовую книжку с соответствующей записью, которую служащий заверяет своей подписью, как и запись в личной карточке;
  • справку о доходах за последний рабочий год, что с недавнего времени стало обязательным;
  • заработную плату, которая заработана сотрудником по этот день включительно;
  • все премии, поощрительные выплаты и иные деньги, положенные по системе оплаты труда, установленной на производстве;
  • компенсацию за неиспользованные дни ежегодного календарного отпуска.

Разумеется, если сотрудник уже израсходовал отпуск авансом, с него будут удержаны выданные ранее отпускные.

К содержанию

Кому может грозить увольнение за утрату доверия?

Напоминаем, что пункт об утраченном доверии касается тех сотрудников, которые выполняют работы, связанные с обслуживанием ценностей, денежных или товарных. То есть все те служащие, которые перечислены в Постановлении Министерства труда Российской Федерации №85 от 31.12.

2002 года – все те категории, с которыми полагается и можно заключать договора о полной материальной ответственности.

Например, к таким сотрудникам относятся кассиры – потому что они непосредственно имеют дело с наличностью, а вот бухгалтера к таким работникам не относятся, поскольку они все операции со средствами проводят только на бумаге.

Если же какой-то сотрудник исполняет обязанности отсутствующего работника и совершает ошибку, во-первых, он должен исполнять эти обязанности регулярно, а не разово, во-вторых, необходимо будет доказать, что это именно намеренное действие, а не просто случайная ошибка, возникшая из-за недостаточной компетентности.

Также нельзя подвергнуть увольнению бригаду или нескольких человек, если договор о полной материальной ответственности был заключен с ними всеми. Группу людей по седьмому пункту статьи уволить нельзя, правда, можно привлечь к материальной ответственности, но меру наказания придется избрать другую.

К содержанию

Можно ли выполнить оформление увольнения за утрату доверия по приговору суда

Не слишком часто, как показывает опыт, но случаются иногда ситуации, когда сотрудник совершает противоправный поступок не на предприятии, а за его пределами. В таком случае – по мнению специалистов – служащий также вполне может быть уволен по седьмому пункту восемьдесят первой статьи.

Если на предприятие пришел исполнительный лист с приговором суда и обязательством удерживать часть заработной платы для возмещения ущерба, работодатель вполне может перестать испытывать доверие к такому сотруднику.

Ведь если у него поднялась рука украсть один раз, кто может дать гарантию, что это никогда не повторится?

А чтобы доказать виновность сотрудника, с которым руководитель расторг договор по собственной инициативе, достаточно будет всего лишь дать в приказе ссылку на исполнительный лист и подколоть его копию в приложение.

К содержанию

Какой должна быть сумма для увольнения в связи с утратой доверия по ТК РФ

Законодательство, оговаривая специально, что пункт касается лишь тех, кто непосредственно имеет дело с материальными ценностями и денежными средствами, не устанавливает точной суммы, после хищения которой (или причинения ущерба на которую) можно начинать процедуру расставания с сотрудником.

Таким образом, если руководитель решит, что утрата в результате намеренных действий служащего пяти копеек подрывает его доверие к последнему, он имеет полное право начать оформлять увольнение: писать уведомление, готовить приказ, передать в бухгалтерию распоряжение подготовить справку-расчет и так далее.

При этом не обязательно выжидать, чтобы служащий оступился несколько раз или совершал проступки регулярно – для потери доверия достаточно всего лишь одного случая.

Но верно и все сказанное выше: если работник сочтет, что такие действия руководства по отношению к нему несправедливы и обратится в суд, то может и выиграть дело, если суд сочтет аргументы бывшего начальника неубедительными.

К содержанию

Как уволить сотрудника в связи с утратой доверия? Сроки

Как и в любом случае расторжения трудового договора, очень важно соблюсти установленные сроки.

По трудовому законодательству считается, что если после указанной в приказе и заявлении (или уведомлении) даты служащий все еще продолжает работать и не получил ни денег, ни документов, то договор с ним продлевается автоматически. Если работника все же необходимо уволить, все мероприятие придется начинать заново.

В случае же ситуации по пункту об утрате доверия руководителю нужно не просто избавиться от сотрудника, но и получить компенсацию за причиненный материальный ущерб.

Поэтому важно проследить, чтобы служащий получил сперва письменное предупреждение о том, что его вежливо «попросят» с предприятия, а потом – в свой последний рабочий день – получил окончательный расчет.

Даже если сотрудник отказывается забирать причитающееся или ставить подпись под уведомлением, об этом можно составить акт, но руководитель должен быть уверен, что все оформил должным образом и в установленные сроки – таким образом у бывшего работника не будет повода, чтобы обратиться в суд.

Возможна, например, ситуация, когда служащий отказывается признавать за собой вину и пишет заявление об уходе по собственному желанию. Если в течение двух недель руководитель не уволит его по пункту семь восемьдесят первой статьи, процедура будет считаться совершенной по статье восемьдесят.

Источник: https://ipinform.ru/kadry/uvolnenie-rabotnikov/uvolnenie-rabotnika-v-svyazi-s-utratoj-doveriya.html

Кс разъяснил порядок увольнения госслужащего в связи с утратой доверия

Увольнение в связи с утратой доверия производится

Конституционный Суд вынес Постановление № 14 от 6 апреля 2020 г.

, в котором указал, что увольнение госслужащего в связи с утратой доверия по причине непредставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера предполагает наличие у соответствующего лица статуса госслужащего и, следовательно, нахождение его в субординационных отношениях с лицом (органом), привлекающим его к данной мере ответственности, не только на момент увольнения в связи с утратой доверия, но и на момент совершения коррупционного правонарушения.

Повод для обращения в КС

31 августа 2017 г. Игорь Котяш был уволен с государственной гражданской службы в Управлении Росприроднадзора по Мурманской области по своей инициативе, а 1 сентября 2017 г. вновь поступил на госслужбу – в Балтийско-Арктическое морское управление Росприроднадзора.

В дальнейшем на основании представления Генпрокуратуры была проведена служебная проверка, которая установила, что мужчина при поступлении на госслужбу не представил сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и аналогичные сведения в отношении супруги и несовершеннолетних детей. В связи с этим было рекомендовано применить в отношении него дисциплинарное взыскание в виде увольнения. 28 июня 2018 г. он был освобожден от замещаемой должности и уволен по основанию, предусмотренному п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе, – в связи с утратой представителем нанимателя доверия к госслужащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным законом, Законом о противодействии коррупции и другими федеральными законами.

Игорь Котяш обратился в Первомайский районный суд г. Мурманска с иском о признании увольнения незаконным, восстановлении в ранее замещаемой должности, взыскании зарплаты за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, внесении изменений в трудовую книжку и обязании представителя нанимателя принять меры по исключению его из реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу, что увольнение в связи с утратой доверия на основании п. 1.1 ч. 1 ст.

37 Закона о госслужбе является законной и обоснованной мерой реагирования на допущенное им нарушение действующего законодательства о прохождении службы, а процедура увольнения Игоря Котяша была соблюдена.

Апелляционный суд оставил решение без изменений. В передаче кассационных жалоб Котяша в Мурманский областной суд и в ВС РФ было отказано.

Бывший госслужащий обратился в Конституционный Суд. В жалобе (имеется у «АГ») он указал, что п. 1.1 ч. 1 ст. 37 и п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Закона о госслужбе, а также п. 2 ч. 1 ст. 13.

1 Закона о противодействии коррупции противоречат Конституции, поскольку позволяют представителю нанимателя увольнять госслужащего в связи с утратой доверия за нарушение требований закона о необходимости представления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичных сведений в отношении супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, совершенное им при поступлении на службу, т.е. в период, когда госслужащий еще не имел соответствующего публично-правового статуса, в то время как по своему буквальному смыслу оспариваемые нормы предполагают возможность увольнения в связи с утратой доверия лишь в том случае, когда сведения о доходах не были представлены им в период госслужбы. Непредставление же претендентом на замещение должности госслужбы сведений о доходах при поступлении на такого рода службу является, по мнению заявителя, обстоятельством, препятствующим заключению с данным лицом служебного контракта.

Позиция Конституционного Суда

Изучив материалы дела, КС заметил, что оспариваемый п. 2 ч. 1 ст. 13.

1 Закона о противодействии коррупции – как следует из его содержания – распространяется лишь на такие категории граждан, как лица, замещающие государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ или муниципальную должность, данное законоположение не может рассматриваться в качестве затрагивающего конституционные права лиц, замещающих должности госслужбы РФ, а значит – и приводить к нарушению этих прав. В связи с этим Суд признал в данной части жалобу недопустимой.

Что же касается п. 1.1 ч. 1 ст. 37 и п. 2 ч. 1 ст. 59.

2 Закона о госслужбе, конституционность которых оспаривается Игорем Котяшем по причине его увольнения с госслужбы в связи с утратой доверия за непредставление при поступлении на госслужбу сведений о доходах – своих и членов семьи, то данные законоположения могут выступать предметом рассмотрения Конституционного Суда исключительно в их связи с иными правовыми нормами, регулирующими отношения, связанные с поступлением на госслужбу и ее прекращением, а также определяющими правовое положение (статус) госслужащих, заметил КС.

Таким образом, указал Суд, предметом его рассмотрения являются положения п. 1.1 ч. 1 ст. 37 и п. 2 ч. 1 ст. 59.

2 Закона о госслужбе в той мере, в какой они – в системной связи с иными положениями этого закона – служат основанием для решения вопроса об увольнении госслужащего в связи с утратой доверия к нему представителем нанимателя по причине непредставления им при поступлении на госслужбу сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Конституционный Суд отметил, что порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера устанавливается Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Указывается, что подп. «а» п. 3, п. 4, п. 10 и п.

15 документа прямо предусматривают, что непредставление гражданином при поступлении на указанную службу – вопреки установленному законом требованию – сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, равно как и представление им заведомо ложных сведений, исключает возможность его назначения на должность государственной гражданской службы и заключения с ним служебного контракта. Обязанность же обеспечить соблюдение требований закона при поступлении граждан на госслужбу возлагается на соответствующий государственный орган (его подразделение по вопросам государственной службы и кадров), что предполагает в числе прочего истребование от конкретного гражданина, претендующего на замещение должности госслужбы, всех необходимых для назначения его на данную должность и заключения с ним служебного контракта документов и сведений, включая сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также организацию проверки достоверности этих сведений в установленном порядке.

Конституционный Суд отметил, что заключение государственным органом – вопреки требованию закона – служебного контракта с гражданином, не представившим сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, исключает применение к этому гражданину после поступления его на государственную гражданскую службу негативных правовых последствий в виде мер юридической ответственности, в том числе такой сопряженной с репутационными издержками меры, как увольнение с указанной службы по порочащему гражданина основанию.

КС также указал, что применение к госслужащему такой меры ответственности, как увольнение в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, выразившегося в неисполнении обязанности по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предполагает наличие у соответствующего лица статуса госслужащего и, следовательно, нахождение его в субординационных отношениях с лицом (органом), привлекающим его к данной мере ответственности, не только на момент увольнения в связи с утратой доверия, но и на момент совершения указанного коррупционного правонарушения.

Суд пришел к выводу, что оспариваемые положения п. 1.1 ч. 1 ст. 37 и п. 2 ч. 1 ст. 59.

2 Закона о госслужбе выступают элементами правового механизма применения к госслужащему меры ответственности за совершение им в период прохождения службы такого коррупционного правонарушения, а потому не предполагают увольнения госслужащего, который, хотя и не представил при поступлении на службу необходимых сведений, на тот момент еще не имел соответствующего публично-правового статуса, но впоследствии был назначен на должность вопреки требованию закона.

Иное, по мнению КС, означало бы допустимость применения в отношении госслужащего меры ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия, т.е. по порочащему основанию, при отсутствии в его действиях (бездействии) состава коррупционного правонарушения.

Тем самым это не только вступало бы в противоречие с ч. 2 ст.

54 Конституции, но и приводило бы к выходящему за рамки конституционно допустимых ограничений прав и свобод ущемлению прав на равный доступ к госслужбе и на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессии.

Таким образом, Конституционный Суд признал п. 1.1 ч. 1 ст. 37 и п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Закона о госслужбе не противоречащими Конституции и отметил, что выявленный в постановлении смысл данных положений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. Также Суд указал на необходимость пересмотра правоприменительных решений по делу Игоря Котяша.

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/ks-razyasnil-poryadok-uvolneniya-gossluzhashchego-v-svyazi-s-utratoy-doveriya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.