Такие черты процесса приватизации как директивность приоритетное

Приватизация в РФ, ее этапы и последствия

Такие черты процесса приватизации как директивность приоритетное

Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство занимает монопольное положение, а сама система общественной жизни выступает в качестве авторитарно-бюрократического государства.

Огосударствление имеет различные сферы и формы проявления:

1) огосударствление процессов присвоения условий, факторов и результатов производства, что неизбежно приводит к отчуждению непосредственных производителей (работников и трудовые коллективы) от средств и результатов производства.

Отсюда возникает объективная необходимость формирования присвоения работниками и трудовыми коллективами средств и результатов производства, при которых они могли бы относиться к ним как к своим, а не чужим.

В этом предпосылка демократизации общества;

2) огосударствление управления общественным производством, проявляющееся через монополию государства на экономические процессы, директивный характер государственного планирования, определение только государством ближайших и долгосрочных целей развития экономики в целом и отдельных ее звеньев, монополия на распределение материально-технических ресурсов и товаров народного потребления, монополия на ценообразование, определение предпринимательской деятельности, внешней торговли и т.д.

Чрезвычайно высокая степень огосударствления и монополизации нашей экономики, сложившаяся вследствие господства административно-командной системы хозяйствования – главное препятствие для формирования рынка и развития конкуренции.

Преодоление монополизма, развитие конкуренции, оздоровление экономики возможно на основе разгосударствления, которое означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий предприятиям, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.

Разгосударствление не означает полного ухода государства из экономической сферы, как показано выше, современное производство не может успешно развиваться без государственного регулирования, которое эффективно лишь в определенных пределах. Если эти пределы нарушены, то эффективность общественного производства снижается. Сегодня линия на разгосударствление приняла общемировой характер.

Разгосударствление может осуществляться по различным направлениям:

1) разгосударствление процессов присвоения, признание каждого работника и трудового коллектива равноправным участником присвоения;

2) создание многообразных форм хозяйствования, предоставление всем формам предприятий равных прав на свободу хозяйственной деятельности в рамках закона;

3) формирование новых организационных структур, создание новых форм предпринимательской деятельности (концерны, консорциумы, ассоциации и т.п.), между которыми ведущую роль играют горизонтальные связи.

Таким образом, разгосударствление направлено на преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства. Это центральная проблема перехода к рыночной экономике.

В тесной связи с разгосударствлением находится приватизация, которая трактуется как приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных органов власти в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, долей (паев, акций).

Здесь прямо указывается на форму собственности, которая возникает в результате приватизации, и на субъекты, имеющие право выступать в качестве покупателей государственного имущества.

Таким образом, приватизация есть смена собственника имущества, выведение последнего из сферы государственной собственности (с юридической точки зрения) и преобразование государственной собственности в негосударственные формы (с позиций экономической теории).

Таким образом, различие между приватизацией и разгосударствлением сводится к тому, что первая отражает процесс коренной трансформации отношений собственности, а вторая является понятием, охватывающим весь комплекс преобразований существующей хозяйственной системы, направленных на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики как независимой от государства сферы общественной деятельности людей.

Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т.д.

После приватизации субъектами собственности становятся частное лицо, работник приватизируемого предприятия, трудовой коллектив, банки, холдинги, акционерные общества (товарищества) и т.д.

Разгосударствление и приватизация могут осуществляться на основе бесплатной передачи собственности, выкупа предприятий на льготных условиях, продажи акций, сдачи предприятий в аренду, продажи мелких предприятий с аукциона.

В законе о приватизации продажа имущества с незначительными оговорками (льготная продажа части акций членам трудовых коллективов, рассрочка платежа, передача некоторой части имущества трудовым коллективам безвозмездно) признается абсолютно преобладающей.

Разгосударствление и приватизация могут быть осуществлены по-разному: с учетом национальных, экономических, исторических условий.

Многие страны, осуществляющие процессы приватизации, накопили свой опыт, выработали свои подходы в преобразовании форм собственности.

Принципиально они отличаются между собой целями приватизации, динамикой и механизмом осуществления этого процесса, широтой охвата населения приватизационными процессами.

Всей этой работе придан последовательный, системный характер. Приняты и реализуются государственные программы приватизации.

Социальная защита населения обеспечивается предоставлением каждому гражданину системы льгот с четкой адресной ориентацией. С учетом реальных обстоятельств решение проблемы приватизации сочетается с демонополизацией крупных производственных и управленческих структур.

Для нормативно-правового обеспечения приватизации был разработан пакет законов и документов, определяющих формы собственности, порядок разгосударствления и приватизации, их основные принципы, объекты, формы, условия и методы осуществления, порядок выкупа и т.д.

Первый (1992-1993 гг.) – малая приватизация, в орбиту которой вошли торговля, сфера бытового обслуживания и мелкая, местная промышленность.

Второй (1994-1995 гг.) – массовая приватизация, охватившая предприятия легкой, пищевой, фармацевтической промышленности, заготовительной сети, строительства, транспорта, связи, а также объекты базовых отраслей индустрии.

С 1996 начался третий этап приватизации, который является завершающим. Приватизация как политико-экономический вопрос рассматривается с точки зрения трех аспектов: эффективность, распределение и стабильность.

Эффективность.

Как должно осуществляться право собственности, чтобы наиболее эффективно использовалось уже имеющееся движимое и недвижимое имущество в течение короткого срока (часто называется “статическая” эффективность)? Аналогичный вопрос касается эффективности инвестиций в новые производственные мощности и недвижимость, т.е. долгосрочной эффективности (часто называется “динамической” эффективностью).

Распределение. Как альтернативные методы приватизации влияют на распределение доходов и богатства? Здесь также существует более короткая (распределение дохода) и более длительная перспектива (распределение аккумулированного дохода, т.е. богатства).

Стабильность. Как альтернативные средства приватизации влияют в краткосрочном плане на такие макроэкономические переменные величины, как инфляция и безработица? И как процесс приватизации будет со временем влиять на структурную перестройку?

Лидер приватизации – Великобритания предложила следующие ее способы: распродажа и безвозмездное распределение акций; подряды на оказание услуг; продажа государственного жилья квартиросъемщикам; отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. Всего мировой опыт насчитывает 22 различных способа частичной и полной передачи госсобственности и ее функций частному сектору.

Н.Ридли – главный архитектор и проводник Британской программы приватизации – доказывал, что приватизация действительно является средством придания экономике большей эффективности потому, что госпредприятие работает на себя, а не на потребителя.

Его финансирует не потребитель, а государство, что способствует появлению иждивенчества. Частный сектор ведет дело эффективнее, так как непризнание его деятельности потребителем грозит ему банкротством. При приватизации убыточных предприятий Н.

Ридли рекомендует списать долг и заинтересовать собственников, чтобы сделать предприятие рентабельным.

Нельзя считать, по его мнению, что приватизация может привести к тому, что собственность госсектора сосредоточится в руках только богачей, ибо существуют и бесплатные, и на льготных условиях формы приватизации.

Приватизация – длительный процесс. В Японии он осуществлялся 10 лет, в Западной Европе – 10-15 лет. Правительство России волевым способом наметило приватизировать только в 1992 г. 50-60% государственных предприятии. По данным Госкомимущества Российской Федерации в январе 1992 г. было подано 1430 заявок на приватизацию, а в марте уже 11 тыс.

При проведении приватизации нужна очень большая подготовительная работа по разукрупнению монополистических объединений, созданию компаний, эффективного механизма ценообразования, с помощью которого можно было бы более достоверно оценить стоимость предприятия. Начинать приватизацию целесообразно с продовольственных структур, торговли и сферы услуг.

Три аспекта приватизации

Аспекты приватизации Короткий период Длительный период
Эффективность 1 Статическая эффективность 2 Динамическая эффективность
Распределение 3 Распределение доходов 4 Распределение богатства
Стабильность 5 Подстройка под циклические изменения 6 Структурная перестройка

Данная схема предлагает способ представления аргументации, но не дает гарантий, что все позиции будут снабжены ясными ответами. Довольно часто случается, что для принятия решения в отношении путей проведения приватизации в данный конкретный момент решающими окажутся ответы в одной или двух клетках таблицы.

С учетом вышеизложенного следует констатировать, что преобразование отношений и структуры собственности следует рассматривать в качестве одной из наиболее актуальных задач реформ, проводимых в любой из стран с переходной экономикой.

В заключение необходимо подчеркнуть, что к эффективному хозяйствованию ведут не сами по себе разгосударствление и приватизация, а именно рыночная система, главную движущую силу которой составляет конкуренция.

Разгосударствление и приватизация образуют лишь объективную основу формирования конкурентной среды рыночной экономики в целом, поэтому являются не целью, а средством для роста благосостояния трудовых коллективов, регионов и каждого человека.

Рекомендуемая литература

1. Мэнкью Н.Г. Микроэкономика. Пер. с англ.– М.: 2004.

2. Агапова Т.А. , Серегина С.Ф. Микроэкономика. – Учебник. – М.: 2008г.

3. Макконнелл К., Брю С. Эконмикс / Пер. с англ. – М.: 2007.

4. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. – Экономика / Пер. с англ. – М.: 2007.

5. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. – СПб.: 2008.

6. Долан Э., Линдсей Д. Микроэкономика / Пер. с англ. – СПб., 2007.

3.ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ



Источник: https://infopedia.su/18x10964.html

Проблемы разгосударствления и приватизации в РФ

Такие черты процесса приватизации как директивность приоритетное

Закон РСФСР “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР” был принят 3 июля 1991 г. и послужил основой для разработки и реализации практических программ приватизации. Указ Президента РФ от 29 января 1992 г. “Об ускоренной приватизации государственных и муниципальных предприятий” явился основой для интенсификации процесса приватизации.Широкомасштабный процесс приватизации с предписанием количественных планов приватизации по отраслям и регионам развернулся на основе первой программы приватизации (июнь 1992 г.). А указ Президента РФ от 1 июля 1992 г. № 721 и утвержденный пакет положений к нему вел процесс приватизации в состояние “технологического потока”.Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Основные особенности российского процесса приватизации: 1. Директивность. Решение о приватизации принималось не трудовыми коллективами или руководителями (менеджерами), знавшими специфику финансового и технологического состояния предприятий, а Госкомимуществом. Регионам директивно предписывались даже количественные масштабы приватизации с разбивкой по отраслям.

  • 2. Приоритетность одной формы. В качестве приоритетного направления было превращение государственной собственности в частную. Недооценивались и даже игнорировались другие формы преобразований государственной собственности, связанные с перераспределением прав собственности. В результате российская модель была жестко нацелена на перераспределение экономической власти между социальными слоями общества.
  • 3. Приоритет социально-политических целей над экономическими. Российская модель приватизации не учитывала критерии экономической эффективности, осуществления приватизации в краткосрочном и среднесрочном аспектах, что неизбежно приводило к расточительности.
  • 4. Социальная деформированность при быстрой концентрации капитала. Провозглашенная социально-стартовая цель превратить всех граждан в собственников и создать массовый средний класс на практике обернулась сосредоточием государственной собственности у отдельных групп и отторжением от реального государственного имущества основной массы населения. Реальные результаты приватизации состояли в массовом (в количественном отношении) перераспределении государственного имущества и закреплении права частной собственности в ограниченные сроки. Наиболее массовым этот процесс был в 1992-1994 гг.

В результате приватизации изменилась структура собственности. В количественных оценках она выглядела в 1995г. следующим образом.ТаблицаДоля предприятий в государственном и частном секторах экономики России

Легкая промышленностьГоссектор, %Частный сектор, %
Пищевая промышленность41-59 57
Строительство.4348
Промышленность стройматериалов5259
Автотранспорт и авто ремонт4148
Торговля оптовая5255
Торговля розничная4567
Общепит3356
Бытовое обслуживание4465
Прочее3532
Всего по России9,550,5

Пятидесяти процентный рубеж частной собственности по количеству предприятий был преодолен в середине 1995 г.

Если рассматривать приватизацию в динамике, то можно выделить следующие основные этапы Бандурин В. В., Кузнецов В. Ю. Управление федеральной собственностью в условиях переходной экономики. – М.: “Наука и экономика”, 2001. – С.123.:

1. Доваучерная приватизация.

Она проводилась в основном в форме выкупа арендованного имущества и охватывала в основном сферу социальной инфраструктуры: торговля, бытовое обслуживание, общественное питание, гостиничное хозяйство и т. д.

2. Ваучерный (чековый) этап приватизации.

Его основным содержанием стало преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа и продажа, как правило, малых предприятий по конкурсу и на аукционе. От 50 до 80 процентов стоимости пакетов акций и выкупаемого имущества оплачивалось приватизационными чеками.

3. Послечековый (денежный) этап приватизации.

Его основным содержанием была продажа как самих предприятий (с аукциона и по конкурсу), так и акций акционированных в порядке приватизации предприятий за деньги. На этот этап возлагались не оправдавшиеся пока надежды на появление “стратегических” инвесторов.

4. Залоговые аукционы.

Государство, с целью покрытия дефицита государственного бюджета, отдает в залог под кредиты коммерческих банков пакеты акций крупнейших предприятий, акционированных в порядке приватизации. Считать залоговые аукционы формой приватизации следует потому, что государство, отдавая в залог пакеты акций, не планирует их возвращения и не резервирует средства на возвращение кредитов.

 

Источник: https://vuzlit.ru/2044459/problemy_razgosudarstvleniya_privatizatsii

Основные особенности российского процесса приватизации

Такие черты процесса приватизации как директивность приоритетное

Основные особенности российского процесса приватизации состояли в следующем.

1. Директивность. Решение о приватизации принималось не трудовыми коллективами или руководителями (менеджерами), знавшими специфику финансового и технологического состояния предприятий, а Госкомимуществом.

Регионам директивно предписывались даже количественные масштабы приватизации с разбивкой по отраслям.

Трудовые коллективы государственных предприятий не имели права выбора сроков и механизма преобразования собственности.

2. Приоритетность одной формы. В качестве приоритетного направления было превращение государственной собственности в частную.

Недооценивались и даже игнорировались другие формы преобразований государственной собственности, связанные с перераспределением прав собственности.

В результате российская модель была жестко нацелена на перераспределение экономической власти между социальными слоями общества.

3. Приоритет социально-политических целей над экономическими. Российская модель приватизации не учитывала критерии экономической эффективности, осуществления приватизации в краткосрочном и среднесрочном аспектах, что неизбежно приводило к расточительности.

Имущество государственных предприятий, преобразованных в открытые акционерные общества в порядке приватизации, оценивалось по остаточной стоимости на основе оптовых цен 80-х годов.

Рабочие комиссии по подготовке предприятий к приватизации, состоящие из руководства и членов трудовых коллективов, были заинтересованы в сведении к минимуму стоимости выкупаемого имущества государственных предприятий и стоимости уставного капитала акционируемых предприятий.

К лету 1992 г. возможные накопления работников предприятий были обесценены либерализацией цен в январе 1992 г.

Резкий спад производства и обесценение оборотных средств предприятий привели к снижению доходов работников.

Поэтому трудовые коллективы были заинтересованы в минимизации уставного капитала акционируемых в порядке приватизации государственных предприятий.

А органы Госкомимущества были заинтересованы в скорейшей и массовой приватизации. Для проверки оценки имущества предприятий они не располагали ни средствами, ни кадрами, ни временем.

4. Социальная деформированность при быстрой концентрации капитала. Провозглашенная социально-стартовая цель превратить всех граждан в собственников и создать массовый средний класс на практике обернулась сосредоточием государственной собственности у отдельных групп и отторжением от реального государственного имущества основной массы населения.

Реальные результаты приватизации состояли в массовом (в количественном отношении) перераспределении государственного имущества и закреплении права частной собственности в ограниченные сроки. Наиболее массовым этот процесс был в 1992-1994 гг.

Примерно с 2000 г. приватизация как элемент экономических реформ становится все менее актуальной.Это касается как системообразующей ее роли (весьма важной для первой половины 90-х гг.

), так и бюджетной ориентации приватизационных продаж (с разной степенью успеха доминирующей во второй половине 90-х гг.). Этот процесс падения роли приватизации в развитии переходной экономики проявился, в частности, в возросшей в 1999 г.

активности критики применявшихся моделей.

С точки зрения дальнейших системных преобразований, приватизация со всей очевидностью уступила место вопросам корпоративного управления и реструктурирования приватизированных предприятий.

С точки зрения пополнения доходов бюджета на первый план вышли задачи рационализации использования и повышения эффективности управления государственной собственностью. Наконец, инвестиционная составляющая приватизационных сделок традиционно близка к нулю.

Более того, многие сделки с инвестиционными условиями в 1999-2000 гг. стали по разным причинам объектом расследования на предмет возврата пакетов акций в собственность государства.

Замедление приватизационного процесса связано со многими объективными и субъективными факторами.

Наиболее существенным является отсутствие спроса на большинство продаваемых «остаточных» пакетов (в силу отсутствия интереса к данным хозяйственным объектам в принципе, либо в силу уже установившихся на конкретном предприятии формальных и/или неформальных полюсов корпоративного контроля).

Объективной доминантой продолжающихся приватизационных продаж являлись мотивы установления контроля (завершения консолидации), типичные для пост-приватизационного периода во всех странах с переходной экономикой.

Нерешенность проблем с земельными участками, незавершенными объектами, мобилизационными мощностями, наличием большого числа госпакетов акций (фактически неуправляемых) приводили к дополнительному замедлению приватизационного процесса и снижению цены совершавшихся сделок.

Следует заметить также, что в регионах существует две сдерживающие приватизационный процесс тенденции: с одной стороны, невыполнение принятых в последние годы решений о приватизации, с другой стороны стремление региональных властей установить контроль над максимально возможным числом предприятий региона, в том числе находящихся в федеральной собственности.

Объективным негативным фактором стало развертывание кризиса на финансовых рынках в 1997-1998 г., что также снижало эффективность приватизационных сделок, наиболее важных для бюджета.

Постепенное преодоление последствий финансово-экономического кризиса 1998 г. на основе возобновления экономического роста явилось главным содержанием развития России в последние годы.

Новый этап экономических преобразований реформ, началом которого можно считать середину 2000 г.

, актуализировал необходимость и возможность достижения целей модернизации отечественного хозяйства и решения социальных проблем.

Одобренная Правительством России летом 2000 г. программа («Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу») обоснованно исходит из того, что в сегодняшних условиях основными направлениями политики государства в области управления государственным имуществом могут считаться:

– повышение эффективности управления государственным имуществом, остающимся в собственности государства;

– приватизация значительной части государственного имущества.

При этом выделяется три основных типа объектов такой политики:

1) государственные предприятия;

2) хозяйственные общества с участием государства;

3) недвижимость.

В соответствии с таким набором объектов предложена и программа конкретных мероприятий.

В отношении государственных предприятий – их преобразование в акционерные общества со 100% акций, находящихся в федеральной собственности или внесение в уставный капитал другого акционерного общества, более 75% акций которого в свою очередь также находятся в федеральной собственности (с отказом от использования права хозяйственного ведения).

В отношении хозяйственных обществ с участием государства – оптимизация участия государства в хозяйственных обществах на основе принятия решений о дальнейшем закреплении акций хозяйственного общества в государственной собственности, передачи акций в собственность на субфедеральный или муниципальный уровень, продажи таких акций или ликвидации общества, как такового (в случае продолжения закрепления акций хозяйственного общества в государственной собственности предусматривается четкая формулировка целей такого участия государства в капитале и способов их достижения в договоре с управляющим).

Более развернутой является программа мер по управлению принадлежащим государству недвижимым имуществом.

Она включает в себя формирование полного реестра федеральной недвижимости, четкое разграничение и координацию полномочий всех государственных органов, задействованных в этом процессе (с установлением для всех субъектов Российской Федерации единого порядка принятия решений об использовании федеральной недвижимости), применение механизма рыночной оценки при использовании недвижимости (с выравниванием ставок арендной платы, взимаемой за использование государственной недвижимости, со ставками, сложившимися на рынке); ревизия и введение жесткого контроля над использованием недвижимости государственными предприятиями и учреждениями (целевой характер, ориентация на рыночные ставки аренды, характер льгот, возможности изъятия), создание правовой базы по механизму распоряжения федеральным имуществом, включая отработку вопроса по возмещению расходов на осуществление управления им; кадровое обеспечение.

Продолжающийся в отечественной экономике процесс приватизации, как известно, не дал ожидаемых результатов. Не решена главная социально-экономическая задача: на приватизированных предприятиях и в целом в экономике страны не сформировался высокоэффективный собственник.

Напротив, смена собственника зачастую сопровождалась и завершалась сокращением объемов производства, разрушением основного капитала, деградацией трудового потенциала персонала некогда передовых предприятий, что нередко приводило и приводит к банкротству.

В масштабе национальной экономики это привело к спаду общественного производства, ценовой форме инфляции.

Особенно тяжелыми являются социальные последствия: ускоренный рост вынужденной безработицы, сокращение численности населения России, подрыв веры у большинства населения страны в безопасное и защищенное будущее.

Рост социального напряжения, обусловленный скоростной приватизацией, становится «тонкой тканью» макроэкономической и особенно финансовой нестабильности. Приватизация в России привела и приводит к новому, весьма неблагоприятному для экономического роста разделению общественного труда, перераспределяя его в пользу сферы обращения продуктов.

Это обусловливает деградацию производственного сектора отечественной экономики, подрывает процесс трудового способа присвоения, что в социальном плане выливается в насаждение в обществе философии и идеологии экономического иждивенчества.

Сказанное означает, что приватизация не привела к формированию новой экономической формы собственности и, следовательно, нового реального собственника.


Заключение

Важнейшей предпосылкой для определения дальнейших целей приватизации является понимание того факта, что в России в настоящее время не существует объектов для какой-либо новой целостной приватизационной модели.

Соответственно, речь может идти только о формировании новой концепции приватизации, которая была бы ориентирована на максимально полный охват различных аспектов (решение проблем) функционирования предприятий, преимущественно уже корпоратизированных и полностью и/или частично приватизированных.

Это означает также, что в силу высокой дифференцированности массива имеющихся объектов при собственно приватизации необходимо использование самых разнообразных подходов (их комбинаций), которые в подавляющем большинстве уже присутствуют в законодательстве РФ.

Реально же в отношении приватизации у правительства существует очень ограниченный набор действий, которые можно предпринять:

– прямые переговоры с потенциальными стратегическими покупателями акций крупнейших корпораций, остающихся в государственной собственности, для обеспечения бюджетных доходов;

– резкое усиление мер административного характера по управлению государственной собственностью (пакеты акций, недвижимость) для демонстрации борьбы со злоупотреблениями и «повышения управляемости» госсобственностью;

– осуществление организационных перестановок для демонстрации разработки новой концепции приватизации и управления.

В сфере управления государственной собственностью также необходимы новые подходы.


Литература

1. Бердникова Т. Региональные особенности приватизации и акционирования // Экономист. – 2000. – № 11. – С.79-85.

2. Голдман Маршалл А. Приватизация в России: можно ли исправить допущенные ошибки? // Проблемы управления. – 2000. – № 4. – С.22-28.

3. Куликов В. Российская приватизация в шестилетней ретроспективе // Российский экономический журнал. – 1998. – № 1.

4. Мау В. Российские экономические реформы глазами западных критиков // Вопросы экономики. – 1999. – № 12. – С.34-47.

5. Нуреев Р.М., Рунов А.Б. Назад к частной собственности или вперед к частной собственности? // ОНС. – 2002. – № 5. – С.5-23.

6. Нуреев Р.А, Рунов А.Б. Неизбежна ли деприватизация: Феномен власти-собственности в исторической перспективе // Вопросы экономики. – 2002. – № 6. – С.10-31.

7. Российская приватизация как процесс формирования институциональной базы экономических реформ // Экономика переходного периода: Очерки… – М., 1998. – С.405-466.

8. Солдатова И.Ю., Дикинов А.Х. Приоритеты государственной политики приватизации на современном этапе реформ // Северо-Кавказский регион. – 2002. – № 1. – С.83-84.

9. Трансформация отношений собственности и сравнительный анализ российских регионов: Исследование в рамках проекта CEPRA / Радыгин А.Д. и др. – М., 2001. – 216 с.

Источник: https://poisk-ru.ru/s12326t15.html

Test_k_M9_Perekhodnaya_ek_33 (1)

Такие черты процесса приватизации как директивность приоритетное

#001

Однимиз результатов приватизации в РФ сталото что наибольшую долю в численностипредприятий и организаций российскойэкономики стали занимать предприятияформысобственности.

@

5.00: частной

#002

Концепцияпервой модели приватизации основанана:

@

5.00: исходномбесплатном и уравнительном распределениисреди граждан прав на приобретениегосударственных предприятий

#003

Такиечерты процесса приватизации, какдирективность, приоритетное преобразование

государственнойсобственности в частную форму,формированиефондового рынка за счет акций приватизированных предприятий, присушиварианту приватизации:

@

5.00:Российскому

#004

Основной задачейперехода от командно-административнойэкономики является

@

5.00: созданиеновой экономической системы

#005

Разгосударствлениене связанос …

@

5.00: процессоммонополизации экономики

#006

На каком этапепреобразования командно-административнойэкономики в современную рыночную былиосуществлены в РФ формирование налоговойи банковской систем, усиление открытостиэкономики, либерализация торговли,массовая приватизация

@

5.00: первом

#007

После приватизациисубъектом собственности неможет являться …

@

5.00: государство

#008

Система мер,направленных на отмену или сокращениеограничений во всех сферах

хозяйственнойжизни, – это такое направление формированиярыночной экономики

в переходный период,как …

@

5.00: либерализацияэкономики

#009

К приоритетнымнаправлениям политики демонополизацииэкономики начала 1990-х годов нельзяотнести …

@

5.00: повышениеорганизационных, правовых барьеров длявхода на рынок новых конкурирующихструктур с целью защиты отечественныхпроизводителей

#010

При реализации«шоковой терапии» одним из первых шаговбудет …

@

5.00: проведениелиберализации цен

#011

Какое названиеполучил метод построения современнойрыночной экономики, представляющийсобой создание условий для действиярыночной системы путем

преобразованияправовых институтов, формированиесистемы новых организаций и учрежденийрыночного типа

@

5.00:институциональных преобразований

#012

К процессулиберализации экономики не относится …

@

5.00: формированиенового хозяйственного законодательства

#013

В ходе первоговаучерного этапа приватизациисобственником государственного имуществаможно было стать, …

@

5.00:получив ее бесплатно

#014

Какое названиеполучил метод построения современнойрыночной экономики, представляющийсобой изменение экономики путемпреобразования отношения собственностичерез разгосударствление и приватизациюи ряд мер по повышению эффективностииспользования ресурсов

@

5.00:структурных преобразований

#015

Сфера услуг, наука,образование преобладают в производстве:

@

5.00: постиндустриальном

#016

Экономиказдравоохранения относится к:

@

5.00: отраслевымэкономическим наукам

#017

Экономическаядемография относится к:

@

5.00: межотраслевымэкономическим наукам

#018

К этапам развитияпроизводства относится:

@

5.00: все ответы верны

#019

Сельское хозяйствои ручной труд преобладают в производстве:

@

5.00: доиндустриальном

#020

Крупное механизированноемашинное производство преобладает впроизводстве:

@

5.00: индустриальном

#020

Экономиказдравоохранения как отрасль решаетзадачи

@

5.00: по рациональномуиспользованию денежных и других ресурсовв здравоохранении

#022

Первичным в экономикездравоохранения как отраслевой наукеявляется

@

5.00: обоснованиеспособов рационального использованиякадровых, материальных и финансовыхресурсов

#023

Целью экономическойдеятельности в здравоохранении является

@

5.00: удовлетворениепотребности людей в здоровье, товарахи услугах здравоохранения

#024

На чем не базируютсяэкономические методы в управленииздравоохранением

@

5.00: оценка качестваработника

#025

В основу экономическойоценки системы здравоохранения долженбыть положен анализкачества медицинскойпомощи

@

5.00: многофакторныйсистемный

#026

В результатевнедрения на промышленном комплексецелевой программы по снижениюзаболеваемости с временной утратойтрудоспособности предотвращенный ущербсоставил 50 000 тыс. рублей. Какой в этомслучае достигнут вид эффективности

@

5.00: экономической

#027

Укажите основныевиды экономических оценок в здравоохранении

@

5.00: все перечисленное

#028

Наиболее низкиерасходы на здравоохранение отмечаютсяв настоящее время

@

5.00: в России

#029

Наиболее высокийуровень расходов на оказание медицинскойпомощи в настоящее время наблюдается

@

5.00: в США

#030

Основными источникамифинансирования при бюджетной системездравоохранения являются средства

@

5.00: бюджета

#031

Система финансированияздравоохранения в России в настоящеевремя является

@

5.00: смешанной

#032

Недостаток системынормативного финансирования здравоохранениязаключается

@

5.00: все перечисленноеотносится к недостаткам

#033

Укажите основныевиды деятельности в области маркетингамедико-профилактических услуг

@

5.00: все перечисленное

Источник: https://studfile.net/preview/4081816/

Вопрос 34 Собственность. Особенности приватизации в России

Такие черты процесса приватизации как директивность приоритетное

Ответ

Категория «собственность» имеет двоякую трактовку. Одни авторы рассматривают ее с юридической точки зрения, другие – с экономических позиций. Поэтому в первом случае ее характеризуют только как юридическую категорию, во втором – как экономическую.

Здесь коснемся вопроса об особенностях преобразования собственности в России в виде приватизации 1990‑х гг. Начало этому процессу положил Закон СССР 1986 г. «Об индивидуальной трудовой деятельности», затронувший не только перераспределение прав собственности, но и трансформацию ее форм.

Важную роль в подготовке процесса приватизации собственности в нашей стране сыграл Закон СССР 1988 г. «О кооперации в СССР», в котором:

• допускалось использование наемного труда в кооперативах;

• в новых кооперативах мог осуществляться режим свободного ценообразования.

Этим законом создавались условия для активного преобразования государственной собственности в частную.

Новые кооперативы создавались при государственных предприятиях, посредством которых средства государственных предприятий превращались в частнокапиталистическую собственность.

Таким образом, превращение государственной формы собственности в кооперативную (по видимости) явилось социальной и экономической базой для приватизации собственности в стране.

Во исполнение названных законов принимались нормативные акты об аренде, которые завершили Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде, содержащие юридическую основу для перераспределения прав собственности и для изменения форм собственности.

Позднее (в 1990–1991 гг.) в СССР были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик (31.05.1990 г.) и ряд других законов и нормативных актив, нацеленных на развитие рыночных отношений, они создавали законодательную базу для приватизации и предпринимательства.

Приватизация как передача государственной и муниципальной собственности в другие формы негосударственной собственности (кооперативную, семейную, частную) – это одна, но не единственная форма преобразования собственности. цель приватизации по замыслу ее сторонников – повышение эффективности производства.

Основными особенностями приватизации в России являются:

1. Директивность. Решение о приватизации принимались чиновниками Госкомимущества, а не трудовыми коллективами или руководителями предприятий, которые хорошо знали специфику финансового и технологического состояния данного предприятия.

2. Преобладание единственной формы. Господствовало превращение государственной собственности исключительно в частную. Другие же формы приватизации не допускались, в результате чего произошло коренное перераспределение экономической власти между различными слоями российского общества.

3. Главенство социально-политических целей над экономическими. Чиновники Госкомимущества, ставящие основной целью массовую и скорейшую приватизацию под лозунгом «Создать собственника», полностью игнорировали критерий экономической эффективности.

4. Социальная деформированность. Задача сформировать средний класс в стране фактически обернулась концентрацией крупной (государственной) собственности в руках небольшой группы (позднее названных олигархами) и лишением собственности преобладающего большинства трудового населения.

Выделяют следующие основные этапы приватизации.

1. Доваучерная приватизация. Осуществлялась в форме выкупа арендованного имущества. Распространялась на социальную инфраструктуру (торговля, бытовое обслуживание, общественное питание, гостиничное хозяйство и т.д.).

2. Ваучерный (чековый) этап. Осуществлялось преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа и продажа малых предприятий по конкурсу и на аукционе. Стоимость пакетов акций и выкупаемого имущества от 50 до 80 % оплачивалась приватизационными чеками.

3. Послечековый (денежный) этап характеризуется продажей как самих предприятий (с аукциона по конкурсу), так и акционированных в порядке приватизации предприятий за деньги.

4. Залоговые аукционы. Государство отдает в залог под кредиты коммерческих банков пакеты акций крупнейших предприятий, акционированных в порядке приватизации.

Особенности приватизации за рубежом. За 1980–1994 гг. в мире было приватизировано около тысячи предприятий. Для стран с переходной экономикой весьма важен опыт приватизации разных стран.

Так, приватизация крупных компаний в Англии проводилась постепенно и исходила из критерия экономической эффективности.

В Египте, Замбии государство проводило санацию (оздоровление) предприятий до их продажи, рассчитывая на наибольшую выручку государственной казне.

В Чехии, Венгрии, Словакии, Болгарии приватизация предполагала решить две противоречивые задачи. С одной стороны, наблюдалось желание ускорить приватизацию, а с другой – решить вопросы инвестиций и технологического прогресса.

В Польше доминирующей целью приватизации была смена форм собственности. В России решалась эта же задача.

В Китае целью реформ были рост производства товаров и услуг, увеличение капитальных вложений, а не простая смена форм собственности и не перераспределение экономической власти. Если в России приватизация привела к резкому спаду экономики и развалу производства, то реформирование в Китае, наоборот, обеспечило бурный и неуклонный экономический рост.

Источник: https://studopedia.ru/6_37654_vopros--sobstvennost-osobennosti-privatizatsii-v-rossii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.