Сумма удержания по исполнительному листу

Содержание

�������������� ���� �� ������ ����������

Сумма удержания по исполнительному листу

��� ��������� ������������� ��������������� ����� � ��������� ���������� ����� � ��������� ��������� ������ ����������� ���������� ����������� ��������� � ���� ����� ��� ��������� �� ��������.

������� �� ����������� ������������ ��� � ����� �������� ������ �������� ����������� �� ��������������� ����� ��� ��������� � ��������� � ������������ �� ������������ �� ��������� ����������.

����� ����, ������ ���������� �������� ����������������� � ����������� �� ��������, ���������� ���� ����������.

�� �������������� ���������� ������������� ����� ������ ��������� – ���������� �������, ����� �� ��������� ��������������, ������������ ������, ���������� �����, ����������� ������� �����, � �.�. ��� ������� ��������� ���� �� ������������ ���������������� �� ���������� �������� ����������� � ������������ � �������, ����������� ��� ������� ������� ��������� ����.

� ���������1�:�������� ����������� �������� ��� ��������� �� �������������� ������.

���������������� �� �������������� ����������

�������� ��. 137 �� ��������� �� ������ ����� ����� ���� � �������, ������������������ �������� �������� ��� ����������� ������������ ��������. �������� ������ ��������� �� ������ ���� ������ 20%, � � ��������� ��������� (�������� ���������� ����������-�������� �����) – �� ������ 50%.

����� ���������� ��������, ��� ������� �������� ��������� ����� �� ������ 70%, � �������, ��������� ���������� ������, ���������� ����� ��� ������. ��� ����� �������� ��������� ������������ ���������� �� ����, ��� � ����� ��������� ���������. ������� – ������ ���� �������� ����������� �������� �� ����������.

���� �� �������� ��� ��������� ���� �� ��������� �� ��� ������ ����� �����-���� ����� ��� ��������, �� � ������ ������ ����� ��������� ���������������� �� ���������. ����� �������, ��� �������� �����������, � ����� ������� ��������� ����� ����� ���������� ���������� ������ �������� ������� �� �������� ���������.

�����! ����������� �������� �� ���������, ����������� � �����������, ����� ����� ������� ����������� ����, ��� ��������� �� ����������. � ���� ����� ��������� ������� ���������� ��������� �� ������������ ��������� �� ����������, � ����� ��� �� ������� ������ ����������� ����.

�� �������������� ����� ��� ��������� ��������������� ����� ���������� ����� ����������� � ����������� ����������� – � ������ ������ ������� ����� ������������ ��������� � ��� ���������� ������ ����� �� ���������. �������� ������ ��������� ��������� ���� ��������� ��������� ������� ���������.

��������, ���� �� �������� ������������ � ������ ������� �� ������� ������������ ��������, �� ��������� ����� ��� ��������� � �������� �� ��������. ���� �������� ������� ��������� ����� ������� ������������ ��������, �� ������ ��������� ����� ����������� �� ������ ����� �� �������.

��� ��������� ����� ���������� �������� �������� �� ��, ������� �� � ��� ���������� ���� ������ �������� ���������. �� ������ ������� �������� ��������, ��� �������, �������������� ��������� ������ �������������.

� ��������, ����� �������������� �������� ������� ������������ ������� ����� ��������� ���� ������ ���������, ���������� ������ �� ����� ������������� – �� ���������� �� �����, ��������� � ���������, � ��� ����, ����� �������� ����� � ���� � ����.

���� � ����� �������� ��������� �� �������������� ����, �, ��������, ����������� ����������� ���������� ��� �������� ������, �� ��������� ������ ����������� ��-�������.

��� �������� �������� ��� �������� �������������� ���������� ������ �������������, ��������� ���������� ����� �� ����������� � ���������. � �������, ����� ���� ���������, ��� � ������ ������� ���������� ���������� ������� � ������� 25%.

� ����� ��������� �������������� ���������� ����� � ����������� �� �������� ������� ����������. ��� ���� �������� ������ ��������� ����� �� ����, ������� ��������� ������� � ���������.

������ �� ����������

��� ������� �������� ��������� ��������� ������ ��������������� �� ������, ������������������ �����������������:

  • �� 50% – � ����� �������;
  • �� 70% – � �������������� �������.

� �������������� ������� ��������� ���������� �������; ���������� �����, ����������� �������� ����� ����; ���������� ����� ��������, �������� ����� � ����� � ��������������� ������ �� ����� �� ���������; ���������� ������, ����������� ��-�� ����������� ������.

������ �� �������� ����� ��������� ������� �� ������ ����, � ����� ������ ������� ����� ����������� ��������� �� ���������.

�������� ��� �������� ��� ��������, ����� �� ������ ��������� �������� ����� ��������� �������������� ����������.

� ������ ������ ��������� �� ������� ���������� ����� ������ �������, ����� �� ���������� ���������� �������� ����� ������, �.�. �������� �������� �� ����������� �������������� ���������� �� �������������� ����������.

� ������ ������� ��������� �������������� ��������, ��������� ����, � ����� ����������� ���������� �����. ����� ���������� �������������� �� ������� �������� �, � �������, ���������� ����� � ��������� ������������� �� ������� ��������� � ��������� �������.

� ����� ����������, ��� ������� ���������� ������������� ����������, ����������� � ������ �������. ���� ������� �����������, �� ���������� ��������� ������� �� ����������� �� ��������� �������� – ������, ������� � �.�.

������� ������ � ��������������� �������

� ����������� ��������� ��������� ��������� �� ��������, ����������� ������������ ������ �������� ���������. � ���� ����������� ��������� ���������:

  • ����� ��������������� �����;
  • ������������� �� ��������� ��������������� �����;
  • ��������� ����� � ��������� ����������� ��� ������������ ���������� ����.

��� ��������� ������������� �� ��������� �� ���������� ����� ����� ���������� ����� ��������:

  • ���������������� �������� � ������ �������, ����� �������� ����� ��������������� ��������� ��������������;
  • ��������� � ��������� ��������� �������� �������� �������. ��� �������� ����� ����������, ��� �������������� ���� ��� ������� ������������ � ������ �� � ����������;
  • ���������� ����������, �� �������� ������� �������������� ��������, � ��� ����������� ����������� ��� �������;
  • �������� ���������� �� ������� �������� ������������������ ������������� �� ���������;
  • ������� ����������� �������� �� ������� ��� �������� ��������.

� ����� ����������� ���������������� �������������� ���������� � ���������������� ��� ������� ��������, ��� ������ �� ������ ��������������.

������ ���� �������� ����� ������ ��� �� ����� �������������� ��������� �������� ���������, ��������, ��� ���������� ����������, �� �� �������� � �� ����������� ��� ����� ������� ����� �������� �. 3 ��. 17.14 ���� ��, � ������ �� ������������ �� 50 �� 100 ���. ���. � �� ������������� ��� �� 15 �� 20 ���.

���. ����� �� ���������������� ��������� �������������, ���� �� ��������������� ��������� �� ����� ��������� ��������� ���������� �� ��������� � ������������ �������.

�������� �� ��������� �������������� ������ ����������� �� �������� ���������. ��� ����� ����� ��������� �������� � ���������, ������� ���� ���������� �������������� ��������� �� �����������.

�����! � ����� ������ ����������� �� �������� ������� ������������� ��������� ������������ ���� � �������� �������������� ������. ����� ������� ��������� ������������� ���, ������� ����� ����������� �����������, �������� � ���������� ����������.

������ ������� ���������

���������� ������ ������� ��������� �� ���� �������������� ����������, ����������� � ����� ������������ � ��������� ������ ����������.

������ ���. ���� – �� ��������� ���������� ������ �� ������� � ������� 25% �� ������ �����.

������ ���. ���� – �� ��������� ����� �� ���������� �������� � ������� 50% �� ��������, ������� ����� 15 000 ���.

�� ������� 2019 �. ���������� ��������� �������� – 25 000 ���. �� ����� ����� �������� ����������� ��������� ����� – 1400 ���. �� ������������������� �������.

��������� ������ ���������� ��������� �������:

  • ���� = (25 000 – 1 400) * 13% = 3 068 ���.
  • 1 ���. ���� = (25 000 – 3 068) * 25% = 5 483 ���.
  • 2 ���. ���� = (25 000 – 3 068) * 50% = 10 966 ���.

������ �� ������� ���. ��������� ����� ������ ���� �������� � ������� �������, ��������� ���������� ������ ��������� �� ������� ���. ���������:

  • (25 000 – 3 068) * 50% – 5 483 = 5� 483 ���.

���������� ������������� �� ������� ���. ��������� ����� ����� ���������� � ��������� ������ ����� �� �������, �� ���� ����� ��������� ���������.

����������� ���������

��� ���������� �� ������ ����� ����� �������� �������� �� ��������� ������:

  • ��������� �� ����� �������� ��������� ����� �������, ��������, ��������������� ������� ��� ��������� �� ������������ �������, ��������� ����� ��������������� ������ � ��.;
  • ����� �� ������������ ����� ����� ���� �������� � ����������, � ��������� �������� ������������ ������ ���������. ��� ����� ���� ��� �������� ���������� ���������� �� ���������� ���������� ���������, ��� � ������� �� ������� �� �����. ���������� �����������, ������������� �����������������, �� ��� ����� �� ����������������;
  • ��� ����������� ������ ���������� �������� ����������� ������ � ����� ������������, �. �. �� ������������� �� ������� ���������� ���������� ���������� �� ����������;
  • �������� �������� ����� ���������, ��� ������������ ������ ���������, ���� �� ����� ����������, ���� �� ������ ����������.

������������� �����

��� �������������� ��������� �������������� ������ � 1� ���������� ������� ��������� ���������, � ������ ��������� �������, ��� ����� ��������� ��������� �� �������������� ������. � ���� ������ ����� ������������� �������������� ������ ��������� � ������������ � ���������� ������������ �� ������� ���������.

����� ����� ��������� ������ ������, ������� ����� ����������� � ������������ ���� ��� ��������� �� �������������� ����������. ������ ����� �������������� � ����������� �� ����, ��� ����������� � ��������� ���������� ��������.

��� �������� ���������� �� ����������� ��������������� ����� � 1� ������������ �������, ��������� � �����������. � ����������� ��������� ����� ������� ��� ������ �������, ������������ � �������������� ���������. �� ��������� ��������� ���������� ����� ����������� �������� ����� ��������������� ���������. �������� �� ���� ��������� �������� � ������ ������ ����� �������������� ����������.

���������������� ��������� �� �������������� ���������� ���������� �� ��������� �������� �� ���������� ��������. ��������� ����� ����������� �������� ���������� � ��������� ������������ ������� ���� ��������� �� ���������� ����� ���������� ������ ����� ����������� ����.

��������������� ���������� �� ����� �������������� ��������

���� ��������� �������� ������ ��� ��������� ��������������� �����, �� ������� �������� ����� �� ���������. �� ����� ���� ������ ���������� � ���, ��� ���������� ��� ������� ����� � ������� 30 ���. ���. �� ��, ��� �� �� �������� ���������� ��������� �� ��������� ���������.

��� ���������� ����� ����������� ��������������� ��������� ������������� ������������ ������� ��� � ���������1�:���, ������� ����� �������������� ������������ �������� ��������� �������� �������� ��������. ����� �������� ��������� ���������� ���� � �������� �� ��������� ���������������� ��������������� � �������� ��� ���������� ���������������� ��.

�������� �������?��������� ���������� ������������ ����� ������������!

�������� ���������� ������������ ��������!

Источник: https://www.1cBIT.ru/blog/ispolnitelnyy-list-na-vashego-sotrudnika/

Как правильно проводить удержания из зарплаты по исполнительным листам

Сумма удержания по исполнительному листу

Какие документы имеют силу исполнительных
Какой документ важнее
Как работники хитрят и что делать бухгалтеру
Каков максимум для удержания

Несколько взысканий разной очерёдности
Алименты на детей и взрослых
Лимиты и плата за перевод сумм взыскателю

Удержания из больничных в «пилотных» регионах

Какие документы имеют силу исполнительных

Кроме  судебных приказов, исполнительных листов или постановлений приставов в бухгалтерию могут поступать иные документы — заявления работников на удержания или нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов.

Такие документы могут приносить примерные отцы семейств, состоящие в браке и проживающие совместно с супругой и детьми. Делается это, чтобы «заблокировать» удержания из зарплаты по другим исполнительным документам — от банков, налоговой, ЖКХ.

Обязан ли бухгалтер удерживать из зарплаты алименты на основании таких документов или документы госорганов имеют приоритет? Давайте разбираться.

Удержания из зарплаты возможны только в случаях, которые предусмотрены ТК РФ и федеральными законами (ст. 137 ТК РФ). Удержать можно не более 20 %, а в отдельных случаях — не более 50 % зарплаты.

Удерживать до 70 % зарплаты можно только в исключительных ситуациях (ст. 138 ТК РФ). Но ограничения действуют только тогда, когда деньги удерживаются по решению работодателя или уполномоченных органов.

Заявление работника об удержании из заработной платы — это не исполнительный документ, даже если там поручается удерживать алименты (ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, далее — Закон № 229-ФЗ).

Если работник пишет заявление об удержании, то это не удержание, а добровольное распоряжение зарплатой, и ограничения по удержаниям тут не действуют. 

Отсюда следует два вывода. 

  • Раз ограничения не действуют, по заявлению работника  можно изымать из зарплаты любые суммы и в любых целях — хоть 100 % зарплаты (письмо Роструда от 16.09.2012 № ПР/7156-6-1). 
  • Раз заявление — это не исполнительный документ, то деньги по заявлению можно изымать только тогда, когда будут произведены все «официальные» удержания по исполнительным листам и судебным приказам.

Раз по «добровольным» удержаниям никакие ограничения не действуют, работник после всех удержаний вполне может получить «на руки» 1/6, 1/8 и даже 1/10 заработной платы. Никакого нарушения в этом не будет. И всё же при появлении «официального» исполнительного документа мы бы рекомендовали уточнить у сотрудника, сохраняет ли силу его заявление на добровольное перечисление денег.  

У Ивана большой долг по налогу на недвижимость: несколько  лет он не платил за дом в деревне. Поняв, что скоро его «догонит» исполнительный лист, он написал по месту работы, в бухгалтерию ООО «Радуга», заявление на удержание 80 % зарплаты в счёт алиментов.

В тот же месяц на него же поступил исполнительный лист: приставы требовали удержать половину  жалования в счёт задолженности по налогам. Бухгалтерия «Радуги» удерживала деньги по постановлению, а уже из оставшейся части вычла деньги по заявлению работника.

Другое дело, если в бухгалтерию поступает не заявление, а нотариально удостоверенное соглашение (или его копия) об уплате алиментов. Это полноценный исполнительный документ (ст. 12 Закона № 229-ФЗ). Он имеет такую же силу, как судебные приказы, исполнительные листы и постановления приставов.

Какой документ важнее

Вопросы возникают, и когда на одного сотрудника поступает несколько исполнительных документов. Нужно ли брать в работу все документы сразу или правильнее организовать «очередь» и начинать исполнения по каждому следующему только после того, как закончено исполнение предыдущего?

Прямого ответа на этот вопрос в Законе № 229-ФЗ нет. Но есть два правила:

  • Начинать удержания надо с даты получения исполнительного документа (ст. 98 Закона № 229-ФЗ). Это правило действует независимо от того, первый это документ по работнику или нет. 
  • Работодатель распределяет  взысканные суммы между взыскателями без учёта того, когда какой исполнительный документ поступил (п. 3 ст. 111 Закона № 229-ФЗ). 

Таким образом, не нужно ставить исполнительные документы в очередь: они должны исполняться одновременно. Как только поступает новое постановление, нужно сразу проводить по нему удержания наравне с уже имеющимися исполнительными листами.

Как работники хитрят и что делать бухгалтеру

Итак, дано. Максимальный размер удержания ограничен по ТК РФ. А сами исполнительные документы ранжируются: требования второй очереди удовлетворяются после того, как будут полностью удовлетворены требования первой очереди. Очевидно, что если сумма требований больше лимита, кто-то из кредиторов второй-третьей очереди останется ни с чем.

В какой очерёдности удовлетворяются требования взыскателей (ст. 111 закона № 229-фз)

Очередь Что взыскивается
1 очередь
  • Взыскание алиментов
  • Возмещению вреда, причиненного здоровью
  • Возмещение вреда в связи со смертью кормильца
  • Возмещению ущерба, причиненного преступлением
  • Компенсация морального вреда
2 очередь
  • Выплата выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору
  • Выплата вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности
3 очередьТребования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды
4 очередьПрочие требования

Зная это, работники хитрят: приносят в бухгалтерию судебный приказ или нотариальное соглашение об уплате алиментов с суммой взысканий минимум 50 % от зарплаты и блокируют удержания в пользу банков и налоговой. Всё удержанное получает супруга  сотрудника в качестве алиментов на детей.

Разводиться для этого не обязательно. Семейный кодекс не связывает право детей на алименты с совместным проживанием и семейными отношениями матери и отца.

Супруги могут быть женаты и жить вместе — и в любой момент обратиться за алиментами в суд. Или пойти к нотариусу и заключить соглашение об уплате алиментов.

При этом размер алиментов по соглашению может быть больше, чем установил бы суд, — 50 или даже 70 % от заработка.

Это типичное злоупотребление правом (ст. 10 ГК РФ). Но у бухгалтерии нет полномочий переоценивать судебные решения или нотариальные соглашения. А значит, пока они не отменены, бухгалтер имеет полное право не удерживать деньги по исполнительным документам 2-4 очереди, если лимит взыскания (ст. 137 ТК РФ) уже достигнут при удержании алиментов.

Несколько взысканий разной очерёдности

В общем случае можно удерживать по исполнительным документам до 50 % зарплаты (ст. 138 ТК РФ и ст. 99 Закона № 229-ФЗ). Но есть 4 ситуации, когда удержать можно до 70 % заработка (ст. 138 ТК РФ):

  1. Взыскание алиментов на несовершеннолетних детей;
  2. Возмещение вреда, причиненного здоровью другого лица;
  3. Возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца;
  4. Возмещение ущерба, причиненного преступлением.

Если на одного работника поступило несколько исполнительных документов, в том числе из «льготных» категорий, руководствуемся правилом очерёдности: сначала удовлетворяем требования первой очереди, потом второй и так далее (ст. 111 Закона № 229-ФЗ).

На работника ООО «Лидер» Василия поступило два исполнительных листа. Один требует взыскать треть заработка в качестве алиментов на двух детей, а второй — половину в счёт задолженности по ЖКХ. 

Начинаем с выплат первой очереди: бухгалтер удерживает треть заработка и направляет эту сумму на уплату алиментов. Требование выполнено, а лимит ещё не выбран, значит, можно удовлетворить требование второй очереди. 

Требование второй очереди — долг по ЖКХ — удовлетворяется из неизрасходованного лимита, и это ⅙ заработка: ½ -⅓ = ⅙.

Бухгалтерия будет удерживать так деньги каждый месяц, пока не будет выплачен весь долг поставщику коммунальных ресурсов — или пока не прекратится взыскание алиментов (п. 2 ст. 99 Закона № 229-ФЗ).

Алименты на детей и взрослых

Алименты могут устанавливаться не только на несовершеннолетних детей, но и на содержание родителей, братьев, сестёр, бывшего супруга (ст. 87, 90, 93 Семейного кодекса РФ). Отличить такие алименты просто: они всегда устанавливаются не в проценте к заработку, а в твердой сумме.  

Нюанс в том, что все алименты относятся к первой очереди. Но алименты на несовершеннолетних детей можно взыскивать в пределах 70 % от заработка (ст. 138 ТК РФ, п. 3 ст. 99 Закона № 229-ФЗ). А алименты на родителей и бывших супругов взыскиваются в пределах 50 % от жалования. Это вызывает проблемы, если с работника надо одновременно удержать оба типа алиментов.

Если взысканной суммы не хватает, чтобы удовлетворить всех взыскателей одной очереди, она распределяется пропорционально причитающейся каждому из них сумме, указанной в исполнительном документе (п. 3 ст. 111 Закона № 229-ФЗ).

Это значит, что при взыскании двух типов алиментов сначала надо удержать половину заработка и распределить ее между детьми и взрослыми, т. к. взрослые получатели алиментов не могут претендовать на сумму заработка за пределами 50 %.

А потом еще раз произвести удержание уже в пределах 70 % и отправить все взысканное детям.

Но поскольку алименты на взрослых всегда устанавливаются в твердой сумме, а на детей чаще всего в виде процента от заработка, то перед началом удержания оба требования надо привести к общему знаменателю — посчитать сумму на каждого из детей в этом месяце с учётом заработка и доли алиментов.

На Ивана Григорьевича имеется три исполнительных документа на взыскание алиментов: на сына в размере ⅙  заработка, на дочь в размере ¼ заработка и на бывшую супругу в размере 5000 руб. ежемесячно. Заработная плата сотрудника составляет 20 000 руб., и он имеет право на стандартный вычет по обоим детям. Рассчитаем удержания.

Сначала определим базу для удержания: деньги удерживаются из суммы, оставшейся после уплаты НДФЛ (п. 1 ст. 99 Закона № 229-ФЗ). В нашем случае база составит 17 764 руб. (20000-(20000-1400*2)*13%).

Теперь начнем расчёт.

  1. Определим твердые суммы, которые причитаются каждому из взыскателей: супруга — 5000 руб., дочь — 4441 руб. (17764*1/4), сын — 2960,67 руб. (17764*1/6).
  2. Общая сумма удержания 12401,67 руб. (5000+4441+2960,67), что больше половины заработка (17764*50% = 8882).
  3. Удержим половину заработка (₽8882) и распределим эту сумму между всеми тремя взыскателями пропорционально их требованиям: 
  • доля супруги: (8882/(5000+4441+2960,67))*5000 = 3580,97 руб.;
  • доля дочери: (8882/(5000+4441+2960,67))*4441 = 3180,62 руб.;
  • доля сына: 8882/(5000+4441+2960,67))*2960,67 = 2120,41 руб.
  1. Поскольку дети получили меньше той суммы, которая была определена на первом шаге, то производится дальнейшее удержание в пределах 70 % заработка, т.е. удерживается еще  2100,64 руб. ((4441-3180,62)+(2960,67-2120,41)) из возможных к доудержанию 3552,8 руб. (17764*70% – 8882). Данные деньги отправляются только детям.

Итого супруга получит 3580,97 руб., дочь 4441 руб., сын 2690,67 руб. А работнику к выплате причитается 6951,36 руб. И при этом у него появится задолженность по алиментам в пользу супруги в размере 1419,03 руб.

Если бы удержанной в пределах 70 % от заработка суммы не хватило для полного расчета с детьми, то соответствующая сумма также делилась бы между ними пропорционально их требованиям.

Лимиты и плата за перевод сумм взыскателю

Иногда с работника взыскивается также плата за перевод денег в пользу взыскателя: банковские и почтовые комиссии (п. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ). Удерживать их в пределах лимитов или сверх того?

Взыскивать эти суммы за пределами лимитов нельзя (ст. 138 ТК РФ).

А значит, если работник не согласен добровольно компенсировать стоимость перевода (например, подать заявление на добровольное удержание из зарплаты), то бухгалтеру придётся уменьшить сумму взыскания по исполнительному документу.

В результате на стоимость перевода за работником будет образовываться задолженность по исполнительному листу — её нужно будет удержать из последующих выплат.

Удержания из больничных в «пилотных» регионах

С больничных удержания по исполнительным листам тоже проводятся: в перечне исключений — необлагаемых госпособий — пособия по временной нетрудоспособности не значатся (пп. 9 п. 1 ст. 101 Закона № 229-ФЗ). Вопрос в другом — как удерживать. 

Если пособие выплачивает сама организация и принимает потом к зачету при расчётах с ФСС, то проблем не возникает. Но в регионах, где действует пилотный проект ФСС «Прямые выплаты», деньги в оплату больничного поступают работнику и от работодателя (за первые три дня нетрудоспособности), и от ФСС (за остальные дни). 

Как поступать с удержаниями в этом случае? Должен ли работодатель сам рассчитать все суммы по исполнительным листам, исходя из полного размера пособия? Нужно ли удерживать деньги из пособия за три дня? А если нужно, то какую сумму — исходя из суммы пособия за все время болезни или только за три первых дня? И если удерживать только из расчёта первых трех дней, то кто, как и когда доудержит остальное?

Если строго следовать нормам Закона № 229-ФЗ, бухгалтерия должна удерживать деньги только из тех выплат, которые проводит сама организация (ст. 98 Закона № 229-ФЗ). К удержаниям с «основного» пособия, которое перечисляет ФСС, работодатель никакого отношения не имеет. А значит, рассчитывать удержание нужно только по выплачиваемой сумме — за первые три дня болезни.

Этот вывод подтверждают разъяснения территориальных отделений ФСС.

Специалисты ФСС по Тамбовской области поясняют, что ФСС удержит деньги из пособия, если в отделение поступит исполнительный лист, судебный приказ или соглашение об уплате алиментов.

Обратиться в отделение Фонда должен получатель алиментов или служба судебных приставов. Работодатель не обязан ни уведомлять ФСС об исполнительных листах, ни пересылать в отделение ФСС их копии. 

Если Фонд не проведёт удержание, работодатель не обязан исправлять эту ошибку. Такая обязанность появится, только если в компанию придёт официальный документ от приставов, где будет указано, что по «больничному» за счёт ФСС возникла задолженность и её надо удержать из текущих выплат в пользу работника-должника.

Алексей Крайнев, налоговый юрист

Источник: https://kontur.ru/articles/5687

Удержания из зарплаты работника по исполнительному листу — Audit-it.ru

Сумма удержания по исполнительному листу

Гришина О. П., эксперт журнала

Журнал “Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение” № 12/2019

Ситуации, когда в учреждение приходит исполнительный лист (чаще всего – для удержания алиментов на содержание несовершеннолетних детей) на работника-должника, нередки на практике.

В таком случае учреждение, являющееся работодателем для должника, должно произвести удержание по исполнительному листу из заработной (исполнительному листу или судебному приказу) по каждой денежной выплате данному работнику.

Как правильно это сделать, мы расскажем в настоящем материале.

Правила взыскания по исполнительным документам

Основным нормативным актом, регламентирующим порядок удержания по исполнительным листам, является Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 9 Закона № 229-ФЗ в учреждение, выплачивающее работнику-должнику заработную плату (стипендию или иные выплаты), исполнительный документ может поступить от непосредственного взыскателя в случае:

  • взыскания периодических платежей;
  • взыскания денежных средств, не превышающих в сумме 100 000 руб.

К примеру, от налоговых органов может поступить исполнительный документ о взыскании неуплаченных фискальных платежей. В этом случае ИФНС одновременно с исполнительным документом должна представить заявление с указанием банковских реквизитов, на которые нужно перечислить денежные средства в счет погашения долга (п. 2 ст. 9 Закона № 229-ФЗ).

Кроме того, исполнительный лист на работника учреждения может поступить от судебного пристава-исполнителя в случае (п. 1 ст. 98 Закона № 229-ФЗ):

  • взыскания периодических платежей;
  • взыскания суммы, не превышающей 10 000 руб.;
  • отсутствия или недостаточности у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.

Наиболее распространенным исполнительным документом из поступающих от судебных приставов-исполнителей является исполнительный лист о взыскании алиментов.

В свою очередь, учреждение, выплачивающее должнику заработную плату или перечисляющее иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя в силу п. 3 ст.

 98 Закона № 229-ФЗ обязано удерживать денежные средства из зарплаты и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе.

Учреждение-работодатель в трехдневный срок со дня выплаты обязано выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю.

Итак, при поступлении учреждению исполнительного документа (исполнительного листа или судебного приказа), в котором работник учреждения указан в качестве должника, учреждение обязано удерживать обозначенные в исполнительном документе суммы из зарплаты (в том числе из аванса) и других денежных выплат, производимых в пользу работнику, независимо от его желания.

В настоящее время Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержден Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 № 841.

Доходы, на которые не может быть обращено  удержание по исполнительному листу из заработной

Перечень выплат, из которых учреждение-работодатель не вправе производить удержания, поименован в ст. 101 Закона № 229-ФЗ. В него, в частности, включены такие выплаты:

  • компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ о труде (в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность, с использованием личного имущества работников);
  • выплаты в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;
  • пособия по уходу за ребенком и других пособий, выплачиваемых за счет средств ФСС (исключение – пособие по временной нетрудоспособности);
  • денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;
  • денежные суммы, выплачиваемые в связи с возмещением вреда, причиненного здоровью, а также выплаты лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц.

Правила осуществления удержаний

Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника (в том числе если размер суммы, подлежащей удержанию, установлен в процентах (долях) от дохода работника) исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов (НФДЛ) (ч. 1 ст. 99 Закона № 229-ФЗ).

Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований (ч. 2 названной статьи), при каждой выплате денег работнику с учетом ограничений, показанных на схемах (ст. 138 ТК РФ, ч. 2 – 3 ст. 99 Закона № 229-ФЗ)[1].

Вид удержания:

  • алименты на несовершеннолетних детей;
  • возмещение вреда, причиненного здоровью другого лица;
  • возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца;
  • возмещение ущерба, причиненного преступлением
Максимальный размер удержания по исполнительному листу из зарплаты(от суммы заработка за вычетом НДФЛ) – 70 % в совокупности по всем исполнительным документам
Вид удержания – любые другие суммы (возмещение материального ущерба, морального вреда, задолженность по договору и т. д.)Максимальный размер удержания по исполнительному листу из зарплаты (от суммы заработка за вычетом НДФЛ) – 50 % в совокупности по всем исполнительным документам

Добавим: названные ограничения размеров удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не применяются при обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, на которые работодатель производит зачисление зарплаты (п. 4 ст. 99 Закона № 229-ФЗ).

Исключением являются суммы последнего периодического платежа. По факту это исключение означает, что взыскание может быть обращено на накопления, то есть излишки, образовавшиеся даже на зарплатной карте (счете) к моменту взыскания, могут быть взысканы в полной сумме остатка.

Лишь в отношении последнего поступления заработной платы будет действовать ограничение об удержании 50 или 70 %.

Расходы на перечисление денег по исполнительным документам – комиссия банка (если сумму удержания организация перечисляет на расчетный счет взыскателя) или плата за почтовый перевод (если сумма удержания выплачивается взыскателю почтовым отправлением) – должны производиться за счет работника. Это следует из ст. 109 СК РФ.

Если в отношении работника-должника возбуждено сводное исполнительное производство, очередность удовлетворения требований взыскателей, предъявивших на день распределения соответствующей денежной суммы исполнительные документы, определяется положениями ст. 111 Закона № 229-ФЗ. Названной статьей установлено четыре очереди (см. таблицу).

ОчередностьВид взысканийМаксимальный размер (ст. 138 ТК РФ)
Первая очередьАлименты, суммы возмещения вреда, причиненного здоровью, суммы возмещения вреда в связи со смертью кормильца, суммы возмещения ущерба, причиненного преступлением, компенсация морального вредаНе более 70 % (ч. 3), за исключением компенсации морального вреда
Вторая очередьВыходные пособия, оплата труда лиц, работающих (работавших) по трудовым договорам, вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельностиНе более 50 % (ч. 2)
Третья очередьОбязательные платежи в бюджет, обязательные платежи во внебюджетные фонды
Четвертая очередьВсе остальные требования (например, долг по кредиту, административный штраф)

Когда и как учреждение заканчивает исполнительное производство в отношении работника?

Согласно п. 4 ст. 98 Закона № 229-ФЗ учреждение, выплачивающее должнику заработную плату или осуществляющее иные периодические платежи, заканчивает исполнение исполнительного документа:

  • после перечисления денежных средств в полном объеме;
  • при перемене должником места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов;
  • по заявлению взыскателя;
  • по постановлению судебного пристава-исполнителя о прекращении (об окончании, отмене) исполнения.

Как должен поступить работодатель при наступлении указанных обстоятельств, определено положениями п. 4.1 ст. 98 Закона № 229-ФЗ. В частности, не позднее следующего дня работодатель должен возвратить:

  • взыскателю – поступивший от него исполнительный документ с отметкой, указывающей основание окончания его исполнения и период, в течение которого он находился на исполнении, а также взысканную сумму, если имело место частичное исполнение;
  • судебному приставу-исполнителю – поступившую от него копию исполнительного документа с аналогичной отметкой.

Если взыскатель отозвал исполнительные документы

Исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, в силу п. 1 ст. 21 Закона № 229-ФЗ могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.

Но если исполнение по ранее предъявленному исполнительному листу было окончено в связи с отзывом взыскателем исполнительного листа либо в связи с совершением взыскателем действий, препятствующих исполнению, период со дня предъявления данного исполнительного листа к исполнению до дня окончания по нему исполнения по одному из указанных оснований вычитается из соответствующего срока предъявления исполнительного листа к исполнению (п. 3.1 ст. 22 Закона № 229-ФЗ).

Иными словами, взыскатель, отозвавший исполнительный лист, не может продлить срок предъявления его к исполнению.

Что должно сделать учреждение при увольнении работника-должника?

В случае перемены работником-должником места работы (места получения пенсии и иных доходов) учреждение-работодатель обязано (п. 4, 4.1 и 5 ст. 98 Закона № 229-ФЗ):

  1. Незамедлительно (на следующий день) известить об этом судебного пристава.

  2. Возвратить судебному приставу исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях. Информация об осуществленных взысканиях передается в произвольной форме. В ней необходимо отразить (см. Письмо ФССП РФ от 25.06.2012 № 12/01-15257):

  • размер удержаний;
  • удержанную сумму;
  • номер платежного поручения (квитанции);
  • дату перечисления;
  • остаток задолженности.

Данное сообщение заверяется печатью учреждения и подписью бухгалтера.

Ответственность учреждения за неисполнение предписаний, указанных в исполнительных листах

В случае нарушения законодательства РФ об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности на основании законодательства РФ (ст. 113 Закона № 229-ФЗ).

Вид ответственностиНаказание
Административная ответственность (ч. 3 ст. 17.4 КоАП РФ)Штраф:

  • для должностных лиц – в размере от 15 000 до 20 000 руб.;
  • для юридических лиц – в размере от 50 000 до 100 000 руб.
Уголовная ответственность (ст. 315 УК РФ)За злостное неисполнение исполнительных документов ответственные лица учреждений могут быть привлечены к уголовной ответственности, влекущей наказание в виде:

  • штрафа в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода осужденного) за период до 18 месяцев;
  • лишения права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до пяти лет;
  • обязательных работ на срок до 480 часов;
  • принудительных работ на срок до двух лет;
  • ареста на срок до шести месяцев либо лишения свободы на срок до двух лет
[1] Дополнительно по данному вопросу см. статью С. Валовой «Расчеты по удержаниям из зарплаты работников», № 8, 2019.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/stuff/a58/1003050.html

Удержания по исполнительным листам: определяем сумму и сроки удержания в сложных ситуациях

Сумма удержания по исполнительному листу

  • Новости
  • Расчеты с работниками

Удержания по исполнительным листам: определяем сумму и сроки удержания в сложных ситуациях

12 сентября 2019 Алексей Крайнев Юрист по налоговым, трудовым и гражданским правоотношениям

Зачастую бухгалтеру на предприятии приходится удерживать из зарплаты работников суммы по поступившим в организацию исполнительным документам. Мы разберем сложные случаи, и на конкретных примерах покажем, как правильно определить сумму удержания в нетипичных ситуациях.

В соответствии с п. 2 и 3 ст. 99 Федерального закона от 02.10.07 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» по исполнительному документу (нескольким документам) с должника-гражданина может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов.

Указанное ограничение не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением.

В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать 70%.

Рассчитывайте зарплату с удержанием алиментов в веб-сервисе Рассчитать бесплатно

Таким образом, из заработной платы сотрудника в любом случае не может быть удержано более 70%. Причем, удержание в указанном размере возможно исключительно для удовлетворения приведенных выше требований (алименты на несовершеннолетних детей, вред здоровью и т.д.). Если же взыскание производится для удовлетворения прочих требований, то взыскивается не более половины заработка.

Казалось бы, простое правило, но на практике оно все равно вызывает проблемы. Особенно, когда в организации имеется несколько исполнительных листов, каждый их которых предписывает производить удержания в определенной сумме. Рассмотрим конкретные примеры.

Удержания по кредиту: не больше половины

У нас работает сотрудник, у которого идут удержания по исполнительному листу в размере 1/3 зарплаты по алиментам на ребенка. А теперь пришел еще один исполнительный на 50% удержаний из его доходов для погашения взятого кредита в банке. Сколько можно удержать у сотрудника в данном случае?

Давайте разбираться. Как уже упоминалось, при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей можно удерживать до 70% заработка. А вот при взыскании в пользу банка удержать можно не более половины заработка.

Как эти два правила совместить в рассматриваемом случае? Для ответа нужно обратиться к положениям п. 1 ст. 111 Закона № 229-ФЗ.

Там сказано: если взысканной с должника суммы недостаточно для удовлетворения в полном объеме всех требований по всем исполнительным документам, устанавливается очередность удовлетворения.

В частности, в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда.

Тогда как требования банков по взысканию задолженности по договорам удовлетворяются только в четвертую очередь. Далее, в п. 2 ст.

111 Закона № 229-ФЗ, сказано, что каждая взысканная с должника сумма сначала направляется на погашение требования первой очереди, а требования каждой последующей очереди удовлетворяются после удовлетворения требований предыдущей очереди в полном объеме.

Получается, что в рассматриваемой ситуации работодателю сначала надо полностью «расплатиться» с требованиями по алиментам, т.к. это первая очередь. Для этого достаточно взыскать всего лишь треть заработка. Значит, данное требование будет исполнено в полном размере, даже если удержано 50% заработка. Так что оснований для взыскания за пределами 50% от заработка (до 70%) в данном случае не возникает. Оставшуюся после перечисления алиментов часть от удержанной половины заработка нужно перечислить по второму исполнительному листу в пользу банка. И таким образом поступаем вплоть до полного удовлетворения соответствующего требования банка (п. 2 ст. 99 Закона № 229-ФЗ). При условии, конечно, что в этот период не прекратится взыскание алиментов.

Приведем пример. Предположим, заработная плата сотрудника составляет 10 000 рублей в месяц. У него есть два несовершеннолетних ребенка, на содержание которых и взыскиваются алименты. Работником предоставлены заявление и документы на соответствующий стандартный налоговый вычет, а сумма его дохода с начала года еще не превысила 350 000 рублей. Рассчитаем сумму удержаний.

Как мы помним, в силу п. 1 ст. 99 Закона № 229-ФЗ размер удержания из зарплаты исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов. Значит, в данном случае размер удержания будет определяться исходя из 9 064 рублей (10000 – (10000 — 1400*2) * 13%).

Соответственно, удержано по обоим исполнительным листам будет 4 532 руб. (9064 ∕ 2). Из них во исполнение требований по уплате алиментов будет перечислено 3 021,33 руб. (9064*1/3), а оставшаяся часть (1 510,67 руб.

) будет перечислена во исполнение требований банка.

Бесплатно рассчитывать зарплату с удержанием алиментов и стандартными вычетами по НДФЛ

Алименты на детей и супругов

На работника поступили 3 постановления об удержании.

Первое — на содержание супруги в размере 0,6 величины прожиточного минимума для трудоспособного населения по нашему региону ежемесячно (на данный момент это 11 907 х 0,6 = 7 144,20 руб.).

Второе — на содержание сына в размере 1/4 доходов ежемесячно. И третье — на содержание дочери в размере 1/6 доходов ежемесячно. Какой будет предельный размер удержаний в этой ситуации? Как распределять взысканное между тремя иждивенцами?

Как уже говорилось, при взыскании алиментов размер удержания может достигать 70% заработной платы. Но при этом речь в законе идет о взыскании алиментов именно на несовершеннолетних детей. Хотя, как следует из ст.

90 Семейного кодекса РФ, суммы, выплачиваемые на содержание бывшего супруга, также признаются алиментами.

Но поскольку алиментами на содержание детей они не являются, то для удовлетворения этих требований удержать можно не более половины заработка.

В то же время, устанавливая очередность удовлетворения требований по нескольким исполнительным листам, законодатель не отделил алименты на детей от прочих алиментов. Значит, для целей очередности и распределения денег взыскания по всем трем исполнительным листам будут относиться к одной очереди — к первой.

Поэтому в данном случае будет действовать правило п. 3 ст. 111 Закона № 229-ФЗ.

Там сказано: если взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований одной очереди в полном объеме, то они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе.

Значит, алгоритм действий в данном случае будет таким. Сначала из заработка сотрудника должна быть удержана сумма алиментов на содержание супруги и обоих детей в пределах 50% заработка сотрудника. Удержанная таким образом сумма распределяется между всеми взыскателями пропорционально причитающейся каждому из них сумме. После этого нужно произвести доудержание алиментов на детей с тем, чтобы взыскание не превышало 70% заработка. Удержанная сумма распределяется только между детьми пропорционально причитающейся каждому из них сумме. Посмотрим на примере. Предположим, заработная плата сотрудника составляет 10 000 руб. и он имеет право на стандартный вычет по обоим детям. Тогда сумма заработной платы, из которой будут проводиться удержания, составит 9 064 руб. (10 000 – (10 000 -1 400 × 2) × 13%). Теперь, исходя из этой суммы, определим причитающуюся детям сумму: сын должен получить 2 266 руб. (9 064 × 1/4), а дочь — 1 510,67 руб. (9 064 × 1/6).

Теперь удерживаем половину заработка (4 532 руб.) и распределяем эту сумму между всеми тремя взыскателями. Доля супруги составит (4532 ∕ (7 144,2+2 266+1 510,67)) × 7 144,2 = 2 964,74 руб. Доля сына составит (4 532/(7 144,2 + 2 266 + 1 510,67)) × 2 266 = 940,36 руб. и доля дочери (4 532 ∕ (7 144,2 + 2 266 + 1 510,67)) × 1 510,67 = 626,90 руб.

Дальше определяем сумму, которую можно дополнительно удержать на содержание детей (в пределах 70% заработка): 9 064 × 70% – 4532 = 1812,8 руб. Удерживаем ее и распределяем между двумя детьми пропорционально их долям. Доля сына (1 812,8 ∕ (2 266+1 510,67)) × 2 266 = 1 087,68 руб., а доля дочери – (1 812,8 ∕ (2 266+1 510,67)) × 1 510,67 = 725,12 руб.

Итого супруга получит 2 964,74 руб., сын — 2 028,04 руб. и дочь — 1 352,02 руб.

Сроки удержания

Не меньше сложностей возникает и при определении периода, в течение которого нужно проводить удержания. Причем, вопросы вызывает установление как начальной, так и конечной даты взыскания. Еще сложнее дело обстоит с задолженностью за прошлые периоды.

Возможны ли удержания задним числом?

В середине мая 2019 года в бухгалтерию поступил судебный приказ, датированный 30.01.19., в котором указано, что, начиная с 20 января, необходимо ежемесячно взыскивать с сотрудника алименты в размере 1/4 заработка. С какого срока нужно сделать расчет алиментов?

Ответ на этот вопрос находим в п. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ.

Там сказано, что лица, выплачивающие должнику зарплату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Здесь напомним, что судебный приказ также является исполнительным документом (пп. 2 п. 1 ст. 12 Закона № 229-ФЗ).

Таким образом, начинать удержания нужно с того момента, когда бухгалтерия получила судебный приказ, т.е. в данном случае в мае.  

Осталось определить какую сумму нужно будет взыскать при первой выплате: ¼ от текущего дохода, или с учетом задолженности. В силу п. 3 ст. 102 Закона № 229-ФЗ размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось.

Если взыскание производится по решению судебного пристава, то задолженность определяется именно приставом и указывается в постановлении (п. 2 ст. 102 Закона № 229-ФЗ).

В данном же случае организация проводит взыскание непосредственно на основании исполнительного документа. Это значит, что ей необходимо выполнить требования п. 3 ст. 102 Закона № 229-ФЗ самостоятельно и определить размер задолженности за период с 20.01.

2019 по дату получения приказа, в течение которого алименты, установленные этим документом, не удерживались.

Данная задолженность определяется исходя из заработка сотрудника за указанный период и удерживается из текущих выплат одновременно с алиментами с учетом ограничения в 70 процентов от выплачиваемой суммы, установленного п. 3 ст.

99 Закона № 229-ФЗ, вплоть до полного погашения.

То есть при первой после получения судебного приказа выплате зарплаты у работника может быть удержано до 70 процентов заработка, если это необходимо для погашения задолженности по алиментам, образовавшейся с января.

Источник: https://www.BuhOnline.ru/pub/beginner/2018/1/13110

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.