Субъекты сервитута

Содержание

Сервитут на земельный участок в 2020 году: порядок оформления, документы

Субъекты сервитута

07.12.2018

Сервитут – право ограниченного пользования чужой недвижимостью в личных целях. Понятие частной собственности подразумевает, что владелец может распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Однако права обладателей земельных участков могут быть нарушены вынужденными действиями других лиц.

Статья 217 Гражданского кодекса РФ определяет сервитут на земельный участок как вещное право граждан, не входящих в число собственников. Статья 274 ГК РФ регламентирует общие правила установления обременения.

Отличительные особенности сервитута заключаются в следующем:

  1. За владельцем сохраняется право распоряжения (землю можно продать, передать по наследству, подарить, сдать в аренду).
  2. Сведения об обременении вносятся в кадастровые документы.
  3. Хозяин вправе требовать плату за эксплуатацию надела.
  4. Остальные участники сделки не приобретают права собственности.

Если право на землю переходит к другому владельцу, обязательства по обременению не исчезают.В статье 23 Земельного кодекса РФ раскрываются цели, основания, виды и сроки сервитута.

договора использования чужой территории очень похоже на соглашение об аренде. Основное различие между сделками заключается в вынужденном характере сервитута.

Возможность арендовать участок не означает приобретения права на сервитут.

Статьи 39.25 и 39.26 ЗК РФ регламентируют содержимое и порядок оформления документа.

Виды сервитутов

Российское земельное законодательство выделяет два варианта сервитута: публичный и частный. Разделение производится в зависимости от правового значения возникновения договора.
Выделяют следующие различия между видами:

  1. Основанием для регистрации в органах Росреестра публичного договора служат региональные нормативные акты или постановления отдельного муниципалитета. Частное ограничение вводится по добровольному соглашению или по решению суда.
  2. Публичный вариант предполагает безвозмездное использование надела. Частный владелец имеет право на денежную компенсацию.
  3. Процедуры введения и прекращения существенно отличаются.

Публичное обременение осуществляется в интересах большого круга лиц. Частное соглашение заключается между конкретными людьми (организациями).

Когда применяется публичный сервитут

Публичное ограничение предусматривает эксплуатацию земли государственным или муниципальным образованием.

Подробнее о том, как взять в аренду государственную или муниципальную землю.

Основания наложения обременения включают:

  • прокладка коммуникаций (газопровод, ЛЭП);
  • прогон и выпас скота, принадлежащего фермерским и крестьянским хозяйствам;
  • прохождение дороги общего пользования через частную территорию;
  • проведение исследовательских и поисковых работ;
  • строительство общественных объектов;
  • возможность беспрепятственного прохода к источнику воды (береговой зоне);
  • размещение информационных знаков;
  • выполнение дренажных работ.

Договор о публичном использовании участка должен быть обязательно зарегистрирован в Росреестре.
Пользователи общественного сервитута должны соблюдать санитарные нормы, правила пожарной защиты, заботиться о сохранении земли.

Когда необходим частный сервитут

Соглашение об ограниченном использовании участка заключается владельцами смежных наделов.
Установление частного обременения применяется в следующих ситуациях:

  • необходимость проезда или прохода через соседнюю территорию;
  • проведение и ремонт коммуникаций (например, водопровода, электрического кабеля);
  • возведение и ремонт объектов недвижимости;
  • обеспечение иных нужд собственника.

Если владельцы участков не смогут договориться о совместной эксплуатации, то решение будет приниматься в судебном порядке.

Практика показывает, что простой сервитут оформляется по согласию сторон при наличии нескольких обстоятельств:

  • предполагаются незначительные потери от наложенного ограничения;
  • собственникам невыгодно доводить дело до суда;
  • лицо, которому предъявлено требование, получает денежную компенсацию.

Величина выплат определяется размерами предполагаемого ущерба.

Как дополнительно различают сервитуты

Обременение земельного участка можно классифицировать по сроку действия. Срочный договор имеет силу на протяжении определенного периода (к примеру, на время ремонта). Бессрочный сервитут не ограничен временными рамками и является постоянным.

Существует разделение соглашений об эксплуатации земельных территорий по объектам:

  • водный (использование водоемов);
  • лесной (право свободного пребывания в лесах, сбор грибов и ягод).

Кроме того, сервитут предоставляется бесплатно или на возмездной основе.
Чтобы рассчитать размер платежей следует учитывать реальные расходы, интенсивность использования и стоимость утраты выгоды. Если с требованием обременения обращается юридическое лицо, компенсация дополнительно облагается НДС.

Как установить сервитут

Земельный сервитут (все виды) по общим правилам назначается в соответствии с требованием лица о его применении.

Законом определено три способа наложения обременения:

  • по добровольному согласию землепользователей;
  • на основании нормативного акта (федерального или муниципального);
  • по судебному решению.

Одной из причин заключения договора выступает наличие у заявителя права пожизненного владения.

Как налагается публичный сервитут

Требование об установлении порядка эксплуатации землей вправе выдвигать муниципальные органы, организации, садоводческие товарищества (СНТ) и другие группы граждан.

Последовательность назначения публичного сервитута состоит из следующих этапов:

  1. Подача заявления в органы местного самоуправления.
  2. Объявление и проведение подробного публичного слушания.
  3. Принятие решения администрацией муниципального образования.
  4. Подписание нормативного акта.
  5. Регистрация документа в Росреестре.

Действие сервитута начинается после его официального оформления.
Длительность процедуры утверждения обременения определяется административным регламентом региона. Общий срок составляет от трех месяцев до полугода.

Как оформляется частный сервитут

Договор частного обременения – соглашение собственников наделов, имеющих общую границу.
Заключение соглашения проводится по схеме:

  1. Заинтересованные лица договариваются о совместном использовании земли.
  2. Если согласие не достигнуто, инициатор сервитута обращается с иском в суд.
  3. Определяются порядок, сроки и цена эксплуатации участка.
  4. Обременение регистрируется в органах Росреестра.

В договоре отражаются все существенные условия. К составлению документа по желанию участников привлекается нотариус. Если форма соглашения не соблюдена, оно может быть признано недействительным.

Пункты договора включают:

  • личные данные сторон;
  • характеристики объекта (площадь, кадастровый номер, назначение);
  • цели использования;
  • размер земельного участка (если обременение устанавливается на часть территории);
  • срок действия;
  • цена и способ оплаты;
  • порядок эксплуатации надела;
  • обязанности сторон.

Если земля находится в собственности нескольких лиц, в соглашении разграничено участие всех правообладателей.

Какие документы необходимо представить

Сервитут устанавливают на территорию, границы которой зафиксированы документально.
Обратиться в отделение Росреестра может как владелец, так и пользователь спорного участка.

Перечень необходимых бумаг включает:

  • заявление на госрегистрацию;
  • копия удостоверения личности заявителя;
  • документы, подтверждающие право собственности на землю;
  • соглашение владельцев или решение суда;
  • кадастровый план;
  • квитанция оплаченной госпошлины.

При нахождении участка в ипотеке требуется согласие кредитной организации.

образец добровольного соглашения о сервитуте

Когда прекращается действие сервитута

Российское законодательство предусмотрело возможность прекращения сервитута.

Обременение отменяется по следующим причинам:

  • исчезли основания для ограниченного использования земли;
  • участок уничтожен в результате природной или техногенной катастрофы;
  • закончился срок действия договора;
  • изменились условия (заключено новое соглашение);
  • землепользователь отказался от требований.

Для снятия обременения собственнику необходимо обратиться в органы Росреестра с заявлением о погашении договора.

Земельный кодекс РФ (ст. 48) закрепляет дополнительные основания для прекращения публичного сервитута:

  • нарушение целей использования;
  • нанесение ущерба земельным ресурсам;
  • задолженность по внесению установленной платы.

Действие договора можно прекратить в одностороннем порядке или по обоюдному согласию сторон.

Как оспорить наложение сервитута

Установление обременения – сделка, предметом которой выступает пользования объектом недвижимости. Любая сделка оспаривается в судебном порядке.

Собственнику, на имущество которого налагается обременение, следует подготовить исковое заявление. Истец должен доказать, что условия, при которых возникает сервитут, лишают его возможности использования земли в своих целях.

Индивидуальный предприниматель А. обратился в Хостинский районный суд Сочи с иском к частной компании об отмене бессрочного сервитута. Суд выяснил, что через соседние участки проходит подземная сеть водоснабжения. На территории, принадлежащей А., находился инженерный узел. Обслуживание оборудования организацией существенно ограничила использование А. своей собственности.

Проведенная экспертиза показала, что инженерный объект можно переместить на участок, находящийся во владении компании. Судья отменил обременение и обязал фирму выполнить работы по перемещению.

Наложение сервитута подразумевает причинение наименьшего неудобства собственнику. При рассмотрении дела об оспаривании суды стараются добиться соблюдения баланса интересов всех участников соглашения.

Источник: https://lawowner.ru/nedvizhimost/zemlya/servitut

Сервитут или право ограниченного пользования чужим земельным участком

Субъекты сервитута

У собственников земельных участков или иной недвижимости может возникнуть необходимость в проходе, проезде через соседний участок или использовании чужого недвижимого имущества в иных целях, не препятствующих разрешенному использованию участков их владельцами по функциональному назначению. В таком случае они получают возможность требовать права ограниченного использования чужих земельных участков, а его закрепление и называется сервитутом. По своей природе он является типом обременения, а реализация должна осуществляться по правилам ст. 274 ГК РФ.

Сущность сервитута и его правовое обоснование

Справедливость и необходимость сервитута хорошо поймёт каждый владелец недвижимости, которая отделена от подъездных путей или линий электропередачи, водо- и газоснабжения другим земельным участком.

Тогда необходим сервитут, который устанавливается по соглашению между владельцами недвижимости или в силу судебного решения. Он подлежит обязательной государственной регистрации, в том же порядке, как регистрируются все права на недвижимое имущество.

Обычная устная договорённость между гражданами может рассматриваться лишь предпосылкой для образования легитимного сервитута.

Регулируется отношение сторон договорным правом точно так же, как и всякая другая сделка. Её сторонами становятся сервитуарий и собственник служащей вещи. Условия же могут быть любым, если они не противоречат закону.

К примеру, собственник служащей вещи может не заявлять никаких возражений, но требовать установления очень чёткого регламента, в котором были бы расписаны все детали. Впоследствии, если сервитуарий хоть в чём-то от него отклоняется, то и допуска не получает.

Его обращение в суд с жалобой лишь подтвердит, что закон допускает конкуренцию между различными способами защиты прав.

Завершающим фактом в юридическом составе становится акт государственной регистрации сервитута. Она происходит на основании ст. 12 ФЗ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ. Запись должна оказаться в подразделе III ЕГРН в качестве записи об ограничениях права собственности и других прав на недвижимое имущество.

Соответственно, если владелец решит продать свою недвижимость, то обязан поставить покупателя в известность о том, что имеется официальное обременение, которое отражено документально и занесено в соответствующий реестр.

Если же факт обременения будет скрыт, то это автоматически станет основанием для признания сделки недействительной, со всеми вытекающими из того последствиями.

В отдельных случаях сервитут может быть установлен и тогда, когда предоставляющее участок для ограниченного целевого использования лицо не является его собственником, но он получил право использования или владения на базе каких-то соглашений.

Тогда становятся актуальными ещё и ст. ст. 275 и 276 ГК РФ. Может иметь место и монетизация, поскольку п. 5 ст.

274 ГК РФ предусматривает возможность установления владельцем участка, который предоставит его для каких-то целей, соразмерной платы за сервитут.

Если вещь получила обременение в виде сервитута, то она именуется служащей, а вещь, в пользу которой установлен сервитут, — господствующей. Само же ограниченное право следует судьбе имущества.

Если служащая вещь сменит владельца, то сервитут всё равно сохранится по правилам ст.

216 ГК РФ, которые предусматривают, что прекращения иных вещных прав на имущество при смене собственника не происходит.

Теоретически сервитут выглядит в качестве продолжения одной вещи в рамках другой. У какого-то лица имеется участок земли, но нет проезда к транспортным артериям и доступа к магистральным линиям.

В таком случае он требует реализации своих прав установления сервитута, который можно представить в виде «распространения» вещи за её физические пределы. Это и называют господством над служащей вещью.

При этом владелец служащей вещи может получить некоторые неудобства, тогда это компенсируется деньгами, что происходит по договорённости сторон или решению суда.

Возможны и ситуации, когда нахождение господствующей вещи порождает потребность установления сервитута к нескольким вещам, которые перекрывают подъездные пути или создают какие-то другие препятствия.

Объектами сервитута могут быть не только земельные участки, но здания, сооружения и любая другая недвижимость. В судебной практике имеются дела даже об установлении сервитута железнодорожного полотна.

Кроме частного возможен и публичный сервитут, закреплённый в ЗК РФ.

Хотя сами попытки такого рода использовать принципиальный подход сервитута для ограничения прав владельцев недвижимости вызывает озадаченность многих правоведов.

Публичный сервитут устанавливается правилами законов и иными нормативными актами в том случае, если это необходимо для осуществления интересов государства или местного самоуправления.

К примеру, проведения различных хозяйственных работ на частных участках, обеспечения прохода через них и даже использования участка для целей рыболовства или охоты. Нравится это кому-то или нет, но ст. 23 ЗК РФ содержит положения о том, что публичный сервитут так же подлежит государственной регистрации, хотя наличие лица, в пользу которого он осуществляется, не предполагается.

Судебная практика и её обзор, подготовленный высшим судом в 2017 году

Источник: https://zen.yandex.ru/media/rulaws/servitut-ili-pravo-ogranichennogo-polzovaniia-chujim-zemelnym-uchastkom-5defb0a31ee34f00b3a45a32

Сервитут. Публичный и частный сервитуты

Субъекты сервитута

фото

примеры расположения сервитутов

документы

примерная схема расположения сервитутов

пример договора об установлении частного сервитута

Что такое сервитут?

Сервитут – право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для проездов, проходов, прокладки инженерно-технических коммуникаций, проведения ремонта, строительства и реконструкции зданий и иных целей, которые без установления сервитута не могут быть обеспечены.

Данные нормы устанавливают:

  • Гражданский кодекс РФ (статья 274)
  • Земельный Кодекс РФ (статья 23)

Слово «сервитут» (servitutus) привнесено из гражданского права Древнего Рима (servitutus – означало «рабство вещи»).

Если устанавливался сервитут, то земельный участок служил не только своему собственнику, но и использовался для выгод собственника соседнего участка.

Сервитут относится к вещным правам и существует до тех пор, пока существует сама вещь. Владелец сервитута называется управомоченным лицом, а тот, на чьём земельном участке установлен сервитут, – обязанной стороной.

Управомоченная сторона имеет право лишь использовать вещь (ограниченно пользоваться земельным участком). Обязанная сторона – владелец вещи (земельного участка) обладает правом собственности.

Вместе с тем, сервитут не лишает собственника прав владения, пользования и распоряжения своим участком. Он обременяет земельный участок, то есть создаёт определённые неудобства по его использованию для владельца (собственника, землевладельца, землепользователя).

В связи с этим обстоятельством законодательство предусматривает необходимость выплаты владельцу земельного участка соответствующей компенсации (соразмерной платы за пользование его земельным участком).

Сервитут может быть частным и публичным.

Частный сервитут

Вводится по соглашению – договору между тем лицом, кому он необходим, и собственником соседнего земельного участка. Сервитут необходимо официально зарегистрировать в Росреестре.

Если соглашение не достигнуто, то спор должен разрешаться через суд. Иск подаёт сторона, которая требует введения сервитута.

Частный сервитут необходимо зарегистрировать в соответствии с федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (пункт 6 статьи 1). Сделать это можно, например, в режиме on-line на сайте госуслуг.

Собственнику земельного участка такая регистрация и наличие соглашения (договора) позволит расторгнуть соглашение в случае необходимости.

Для стороны, которая ввела сервитут, необходимо знать, что сервитут не может быть самостоятельным элементом купли/продажи, залога или передаваться другим лицам.

Правообладатель участка при проведении различных операций  (к примеру, передача его в аренду, оформление договора ссуды) должен ставить в известность о наличии сервитута на его участке.

В противном случае, договоры аренды или ссуды могут быть расторгнуты с возмещением собственником участка реального ущерба, понесённого другой стороной.

Публичный сервитут

Публичный сервитут обеспечивает интересы государства, местного самоуправления или местного населения. Земельные участки собственников при установлении публичного сервитута не изымаются.

Установление публичного сервитута, по земельному законодательству, должно быть наименее обременительным для земельного участка, где он вводится.

Публичный сервитут может быть срочным или постоянным.

Публичный сервитут вводится несколькими способами:

  • путём проведения общественных слушаний
  • в соответствии с законом
  • в соответствии с нормативным актом субъекта РФ или органа местного самоуправления

Публичные сервитуты могут устанавливаются в следующих случаях (пункт 3 статьи 23 Земельного кодекса РФ):

  • для прохода или проезда через земельный участок
  • для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе
  • для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей и объектов транспортной инфраструктуры
  • для размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним
  • для проведения дренажных работ на земельном участке
  • для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя
  • для прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок
  • для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям
  • для использования участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства)
  • для проведения изыскательских, исследовательских и других работ (временное пользование земельным участком)

Если введение публичного сервитута вызывает существенные затруднения в использовании этого участка, то, по требованию собственника (землепользователя, землевладельца), ему обеспечивается соответствующая выплата за причинённые неудобства.

Если же публичный сервитут приводит к невозможности использования земельного участка, то его собственник может потребовать изъятие участка, например, путём выкупа тем органом, который ввёл сервитут, или путём возмещения убытков.

Публичный сервитут подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Публичный сервитут прекращается путём принятия акта об отмене сервитута (например, отпали причины и общественные нужды, из-за которых он устанавливался).

Полезно знать

  • Что такое «пятно застройки» земельного участка – читать здесь
  • Риски от установления красной линии на земельном участке – здесь
  • С нормами строительства на садовых участках можно ознакомиться здесь
  • Что можно строить на участках для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) – читать здесь
  • Узнать о новом Классификаторе ВРИ (2019) можно здесь
  • С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2019 года можно ознакомиться здесь.
  • Ознакомиться с тем, чем грозит ненадлежащее использование земельных участков, можно ознакомиться здесь.

Источник: https://www.zemvopros.ru/page_253.htm

Что такое сервитут

Субъекты сервитута

Сервитут на земельный участок – это возможность ограниченного пользования землей, принадлежащей другому собственнику.

Гражданский кодекс дает такую возможность хозяевам недвижимости или земли, которым требуется проход или проезд к их имуществу через соседний земельный участок при условии, что другой возможности для прохода или проезда у них нет.

Аналогично, такая возможность есть у граждан, которым необходим проход к берегу водоема или к другой публичной территории.

Многие россияне имеют в собственности землю. Далеко не все они знают о том, что такое сервитут, и какое отношение он имеет лично к ним.

Незнание приводит к тому, что одни землевладельцы уверены в том, что на их территорию незаконно посягают посторонние, другие — воюют с первыми.

На самом же деле сервитут – это официальное разрешение, которое выдает уполномоченный государственный орган лицу (назовем его заинтересованным лицом), нуждающемуся в проходе и/или проезде через соседнюю территорию.

Пример

Для наилучшего понимания можно рассмотреть пример из жизни.

Через участок гражданина К. проходит дорога к складу гражданина Б. Существует и другой способ добраться до склада, но для этого Б. придется проделать путь длиной в несколько километров, к тому же он проходит через болото.

Во время таяния снега болото переполняется, и переправа становится опасной для жизни. В связи с этим гражданин Б. обратился к К.

с письменным предложением установить в его огороде сервитут, который бы дал право всем заинтересованным лицам использовать его часть для прохода.

Б. и К. заключили письменное соглашение, на основании которого К. обязался не чинить препятствий владельцу склада. Последний, в свою очередь, обязался не ходить без необходимости по чужому огороду. 

Виды сервитута

В зависимости от статуса субъектов сервитут бывает:

  1. Частным. В нем сторонами являются частные лица. Он возникает на основе обоюдного соглашения или решения суда (если стороны не достигла такого соглашения). Частный сервитут устанавливается исключительно в интересах физических лиц и/или коммерческих компаний, которым требуется проход или проезд.
  2. Публичным. На одной из его сторон всегда выступает государство. В отличие от частного публичный сервитут устанавливается по требованию государственных органов, в том числе, местных муниципалитетов. Его основанием является специальное постановление.

В зависимости от срока действия прав на ограниченное пользование чужой землей делится на:

  1. Срочное, действующее в течение определенного периода.
  2. Бессрочное. Его действие не ограничивается во времени. Заинтересованное лицо может пользоваться им до тех пор, пока есть необходимость.

Также сервитуты бывают городскими, сельскими, водными, лесными и вещными. Однако чаще всего на практике применяются земельные сервитуты. Порядку их оформления посвящен следующий раздел.

Более подробно случаи, когда может быть оформлен сервитут, перечислены ниже в разделе «В каком случае необходим сервитут»

Надоело читать? Сэкономьте время, задайте вопрос юристу БЕСПЛАТНО:

Как оформить частный сервитут

Как мы уже сказали, частный сервитут оформляется соглашением собственника земельного участка и заинтересованного лица. Чтобы заключить такое соглашение, заинтересованное лицо направляет в адрес второй стороны письменное предложение об установлении права ограниченного использования земли. Если владелец участка откажется, заинтересованное лицо может обратиться в суд.

Если вопрос будет решен добровольно, потребуется новый кадастровый план, где указаны границы сервитута. Его составлением занимается кадастровый инженер. После изготовления и утверждения плана, участники подписывают соглашение.

В нем указывается:

  • ФИО, адреса и паспортные данные того, кто предоставляет сервитут и того, кто его получает;
  • адрес участка с описанием границ;
  • обстоятельства, в силу которых необходимо установление сервитута;
  • срок его действия;
  • права и обязательства участников;
  • положение об оплате (если хозяин требует вознаграждение);
  • подписи обеих сторон.

Соглашение должно быть зарегистрировано в Росреестре. Только после этого заинтересованное лицо получит право им пользоваться. Для регистрации соглашения можно обратиться в ближайший МФЦ.

Частный сервитут переходит по наследству, но не может быть продан или каким-то другим образом отчужден.

  Как оформить публичный сервитут

В случае с публичным сервитутом заинтересованным лицом является государственный орган. Его представитель обращается с соответствующим заявлением в местные органы власти. Одновременно с этим оформляется новый кадастровый план с границами сервитута.

Затем муниципалитет назначает общественные слушания. В них участвуют жители прилегающих территорий, представители заинтересованного лица и собственник участка.

По результатам слушаний выносится решение об установлении обременения на конкретном земельном участке. Копия этого решения направляется собственнику обременяемой территории. Это решение, так же, как и добровольное соглашение, передается на регистрацию в Росреестр.

Главное отличие публичного сервитута от частного состоит в том, что хозяин участка не имеет права от него отказаться, поскольку обременение устанавливается в социально значимых целях. 

Важно! Наличие частного и публичного сервитута не ограничивает и не умаляет права собственника в отношении участка. Он также свободно может продать его, подарить, сдать в аренду. Участок отчуждается вместе с сервитутом, поэтому согласие заинтересованного лица для того, чтобы совершить сделку, хозяину не требуется.

В каком случае необходим сервитут

Обременение устанавливается, когда имеется необходимость в:

  1. организации прохода, проезда через обременяемый участок;
  2. монтаже линий электропередач, телекоммуникаций, труб и т.п.;
  3. землеустроительных, дренажных работах;
  4. прогоне сельскохозяйственных животных к местам выпаса;
  5. заборе воды для бытовых и технических нужд;
  6. открытии общественного доступа к прибрежной зоне, местам купания, пляжам;
  7. уборке сена, охоте, рыболовстве;
  8. проведении научных, проектных, изыскательских мероприятий.

Приведенный перечень является исчерпывающим. Это означает, что ни частные лица, ни государственные органы не имеют права требовать установления сервитута на земельные участки по каким-то другим основаниям. 

Нужно ли за него платить

Собственник обремененной территории имеет право требовать от заинтересованного лица соразмерной денежной компенсации. Между сторонами возникают своеобразные арендные отношения.

В них хозяин земли выступает арендодателем, а держатель сервитута – арендатором. Арендодатель, предоставляющий в частичное пользование свою собственность, вправе рассчитывать на материальное вознаграждение.

Арендатор, в свою очередь, не может отказать в предоставлении такой платы.

Если сервитут частный, предъявлять требования оплаты следует к собственнику объекта (например, колодца или скважины), из-за которого на участке установлено обременение. При публичном сервитуте платить должна государственная организация, в интересах которой создан сервитут.

Вознаграждение может вноситься единовременным платежом или частями, в течение всего срока действия обременения. Порядок оплаты определяется в соглашении или нормативном акте государственного органа.

Дополнительно нужно сказать о соразмерности. В гражданском и земельном законодательстве содержится указание на то, что собственник земли имеет право на соразмерную выплату. Понятие соразмерной выплаты предполагает, что сумма вознаграждения должна соответствовать убыткам, которые лицо несет из-за того, что частью его земли пользуются посторонние.

Если между сторонами возникает спор относительно суммы вознаграждения, они могут передать его на рассмотрение в суд.

Сервитут с юридической точки зрения

С юридической точки зрения сервитутом земельного участка выступает отдельный вид прав на временное пользование чужой собственностью, выступающий обременением для этой собственности.

Однако, в отличие от обременения в общепринятом юридическим смысле, сервитут не ограничивает собственника в вопросах продажи, в отличие от обычного обременения (залог, арест и т.п.

), которое запрещает совершение любых операций с арестованным имуществом.

При возникновении сервитута из чужого права собственности не выделяется никаких новых правомочий. Это значит, что держатель сервитута (заинтересованное лицо) не может его отчуждать, поскольку он лишь частично пользуется чужим имуществом в строго определенных целях. Никакой другой возможности сервитутное право ему не дает. 

В случае отчуждения участка сервитут переходит с ним к новому собственнику и перерегистрируется вместе с основным объектом. Держатель сервитута остается прежним.  

Заключение

Сегодня частные сервитуты – явление довольно редкое. Люди не знают о том, что это самый цивилизованный и взаимовыгодный способ решить проблему трудного доступа к объектам собственности. Особенно такая проблема актуальна для сельских местностей, где при возведении домов и прочих построек нередко нарушаются требования градостроительства.

Куда чаще встречается явление публичного земельного сервитута. Будь то строительство муниципального жилья, новых дорог, монтаж трубопроводов – везде государство так или иначе затрагивает чужие наделы.

При этом власти частенько «забывают» о том, что владельцы земли могут оформить официальный сервитут и получать за него деньги.  

Знайте свои права и требуйте их соблюдения!

Источник: https://mfcgos.ru/statyi/chto-takoe-servitut

Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

Субъекты сервитута

СТ 23 ЗК РФ

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.

44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.

3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”, за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.

19. Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Источник: http://ZemKod.ru/glava-4/st-23-zk-rf

Вопрос 35. Понятие и виды сервитутов. Основания возникновения и прекращения сервитута. Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в гос-ой или муниц-ой собственности

Субъекты сервитута

Согласно ст.1 ФЗ-122 от 21.07.1997 Сервитут – право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества (например, для прохода, прокладки коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.)

Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения.

Частный сервитут —сервитут устанавливаемый по соглашению между лицом, требующим установления сервитута и собственником соседнего земельного участка.

-Срочный сервитут —сервитут, устанавливаемый на определенный срок.

-Постоянный «бессрочный сервитут» —сервитут, срок установления которого не определен, либо связан с условием отмены нормативного акта или договора, установившего такой сервитут.

Основанием установления частного сервитута является соглашение между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. В случае не достижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спорт разрешается судом по иску лица, требующего установления частного сервитута.

Частные лесные сервитуты могут устанавливаться на основании договора, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений.

Частные водные сервитуты могут устанавливаться в силу договора, а также и на основании судебного решения.

Публичный сервитут —сервитут, устанавливаемый законом или иными нормативно-правовым и актами РФ, или органом местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельного участка, с учетом результатов общественных слушаний (опросов).

Основанием для принятия решения об установлении публичного сервитута является подача в орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, далее «Уполномоченный орган», соответствующего заявления заинтересованным лицом, с приложением документа (материалы публичных слушаний), подтверждающего согласие организации или граждан (общественности), чьи интересы ограничиваются установлением испрашиваемого сервитута. К заявлению может прилагаться кадастровый паспорт, земельного участка.

По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.

Основания прекращения сервитута является:

Гибель недвижимости объекта сервитутного права (например: пересыхание источника воды).

Изъятие служебного участка для государственных или муниципальных
нужд в порядке, предусмотренном в ч. 1 п. ст.239 ГК РФ.

Выкупа земельного участка

Одностороннего отказа лица (сервитуария) в пользу которого установлен сервитут от права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута)

Расторжение соглашения об установлении сервитута.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Согласно статье 39.23 Земельного кодекса РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами. Так соглашение заключается в следующих случаях:

размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;

проведение изыскательских работ;

ведение работ, связанных с пользованием недрами.

1.

В случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо в аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год, соглашение об установлении сервитута заключают землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка. При этом согласие в письменной форме уполномоченного органа на заключение такого соглашения не требуется, если настоящей статьей или договором аренды либо договором безвозмездного пользования не предусмотрено иное.

2.

В случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду государственному или муниципальному унитарному предприятию, государственному или муниципальному учреждению, соглашение об установлении сервитута заключается при наличии согласия в письменной форме федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, в ведении которых находятся эти предприятие, учреждение, организация.

3. Землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка, заключившие соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка, в течение десяти дней со дня заключения указанного соглашения обязаны направить в уполномоченный орган уведомление о заключении указанного соглашения.

4. Арендатор или землепользователь, которому земельный участок предоставлен на праве безвозмездного пользования, вправе заключать соглашение об установлении сервитута на срок, не превышающий срока действия договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком.

5. Со дня досрочного расторжения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком действие заключенного арендатором или землепользователем соглашения об установлении сервитута в отношении такого земельного участка прекращается.

Статья 39.25 содержит требования, необходимые для заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка. Так, соглашение должно содержать:

1) кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установить сервитут;

2) учетный номер части земельного участка, применительно к которой устанавливается сервитут, за исключением случая установления сервитута в отношении всего земельного участка или случая, предусмотренного пунктом 4;

3) сведения о сторонах соглашения;

4) цели и основания установления сервитута;

5) срок действия сервитута;

6) размер платы, определяемой в соответствии с пунктом 2;

7) права лица, в интересах которого установлен сервитут, осуществлять деятельность, в целях обеспечения которой установлен сервитут;

8) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, вносить плату по соглашению;

9) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, после прекращения действия сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием.

https://www.youtube.com/watch?v=J9H9czA-Qsw

Также с 01.03.2015 г. Земельным кодексом РФ в п. 3, ч. 4, ст. 35 установлено, что отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением отчуждения сооружения, которое расположено на земельном участке на условиях сервитута.

Источник: https://infopedia.su/15x2cc6.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.