Структура органов опеки и попечительства

Деятельность органов опеки и попечительства: функции и полномочия госоргана

Структура органов опеки и попечительства

Органы опеки и попечительства являются неотъемлемой и очень важной системой, которая помогает людям, оставшимся в сложном положении, детям-беспризорникам, малышам, оставшимся без заботы родителей.

Органы опеки

Органы опеки и попечительства являются муниципальным учреждением, которое занимается вопросами опеки, попечительства, усыновления, патронажа над стариками, оставшихся без попечения родственников и недееспособными лицами и многое другое, что касается обездоленных и незащищенных слоев населения Российской Федерации. Также функциональной частью органов опеки и попечительства  является выбор формы помощи и содействия нуждающегося лица. Все действия производятся в рамках замках федерального закона «Об опеке и попечительстве».

Структура и администрация

Сама структура органов опеки и попечительства устанавливается субъектами Российской Федерации. Чаще всего отдел опеки и попечительства входит в департамент, но существуют случаи его независимого функционирования.

В поселках, ПГТ и маленьких городах, где нет региональной структуры ООП, функции ООП выполняют органы местного самоуправления. Также такой структурой отличаются такие крупные города как Москва и Санкт-Петербург.

Структура отдела органов опеки и попечительства выглядит следующим образом:

НачальникВыявляет беспризорных детей и сирот, оставшихся без опеки, и устраивает их в семью. Работает с кандидатами в усыновители и попечители.
Главный специалистРешает вопросы, связанные с усыновлением и попечение несовершеннолетних.Ведущий специалист N1Отвечает за сохранность финансового и жилищного имущества находящегося под опекой или патронажем. Работает с выпускниками детских домов.Ведущий специалист N2Решает вопросы об опеке над  недееспособными гражданами. Занимается спорами, возникающими между опекунами и находящимися под опекой. Защищает личные права лиц, находящихся под опекой.

Задачи госоргана

Основные задачи, которые возложены на органы опеки и попечительства, прописаны в Федеральном законе N43. По закону служба опеки обязана:

  1. Защищать права и интересы лиц, которые остались в трудном положении и нуждаются в досмотре.
  2. Контролировать лица, которые взяли опеку или попечение над детьми, либо лицами, которым необходим особенный уход.
  3. Контролировать деятельность детских домов, дома малютки, домов престарелых.
  4. Отвечать за сохранность финансов, либо имущества, лиц, находящихся под опекой.

Функции органов опеки

ОПП действуют всегда в интересах лиц, которые остались без социальной защиты. Их основными функциями являются:

  1. Выявление детей оставшихся без родителей, по каким-либо причинам.
  2. Выявление беспризорников.
  3. Проверка социально неблагополучных семей.
  4. Внесение кандидатов на усыновление, опеку и попечительство в базу данных.
  5. Устройство детей в дома малютки и детские дома.
  6. Помощь в устройстве в приемную семью.
  7. Защита прав несовершеннолетних, оставшихся без родителей.
  8. Урегулирование семейных конфликтов.

Полномочия органов опеки и попечительства

Помимо функций, ОПП имеют свои полномочия, которые тоже прописаны в Федеральном законе N43. В эти полномочия входят:

  1. Представление в суде находящегося под опекой, если он совершил противоправные действия и находится под следствием.
  2. Представление в суде прав  несовершеннолетних, либо недееспособных лиц, которые хотят защитить свои права.
  3. Проверка жилищных условий неблагополучных семей, состоящих на учете.
  4. Проверка условий содержания лиц в психдиспансерах, домах престарелых, детских домах.

Обязанности

Госорган ОПП  имеет обширный спектр обязанностей, который можно разделить на три сектора.

Гражданские отношенияИмущественныеСемейные
  • Назначение помощника для патронажа.
  • Выполнение функций опекуна, если он не был назначен.
  • Назначение кандидатов в усыновители и опекуны.
  • Быть свидетелем на суде, в пользу разрешения пользования имуществом в возрасте от 14-18 лет.
  • Контролировать соблюдение прав подопечных.
  • Контролировать условия проживания, воспитания и обучения ребенка.
  • Давать разрешение на психиатрическое освидетельствование, лиц до 18 лет.
  • Давать разрешение на перевод  из одного учебного заведения в другое.
  • Давать разрешение на выезд заграницу на ПМЖ.
  • Заключение договора с опекуном о разрешении распоряжаться имуществом подопечного.
  • Давать согласие на заключение сделок опекуном.
  • Разрешать обмен жилплощади подопечного.
  • Возмещать ущерб, если он был нанесен непосредственно сотрудниками ООП.
  • Уведомлять налоговые службы о недееспособности граждан.
  • Подавать заявления в суд, если опекуны незаконно пользовались финансами подопечного.
  • Забирать детей из неблагополучных семей, где имеется угроза жизни и здоровью ребенка.
  • Рассказывать о методах воспитания ребенка.
  • Подавать заявление в суд о лишении родительских прав.
  • Предоставлять необходимые документы для судебного заседания об установлении опеки.
  • Урегулировать конфликты между опекуном  и опекаемым.
  • Быть свидетелем в суде, о признании брака между опекуном и опекаемым недействительным.
  • Заключение договоров о принятии ребенка в семью.
  • Назначать социальные пособия и льготы опекунам.
  • Направлять иски в суд о назначении алиментов.

Обжалование действий ООП

Иногда возникает необходимость обжаловать деятельность  органов опеки и попечительства, но далеко не все знают, куда нужно обращаться и что именно делать.

  1. Прежде всего, нужно обратиться в департамент социального обеспечения г. Москва и оставить жалобу.
  2. Пожаловаться в районную администрацию.
  3. Подать исковое заявление в суд о неправомерных деяниях со стороны ООП. Но обязательно нужно имеет вещественные доказательства.
  4. Пожаловаться в управление по опеке и попечительству.
  5. Пожаловаться уполномоченному по правам ребенка.

Место обжалования зависит от ситуации, в которой оказался истец.

Виды материальной ответственности работника

Работники ООП имеют право:

  1. Распоряжаться доходами опекаемого, если он является недееспособным.
  2. Совершать сделки, которые не перечат правовым отношениям опекуна и опекаемого, если он не достиг возраста 18-ти лет, либо является полностью недееспособным.

В любом случае, ООП являются важной частью государственной системы, которая помогает всем нуждающимся, сиротам, людям, оказавшимся в сложном положении.

  1. ФЗ N 48
  2. ГУ ст.41
  3. СК РФ ст. 77
  4. СК РФ 121

Вам также может понравиться

Источник: https://opekarf.ru/opeka-i-popechitelstvo/obshhie-ponyatiya/organy-opeki

2.3. Структура органов опеки и попечительства

Структура органов опеки и попечительства

Органамиопеки и попечительства выступают органыместного самоуправления. Хотя не всегдаможно выяснить, какие именно подразделенияорганов местного самоуправлениявыполняют те или иные конкретные функции.

Семейныйкодекс Российской Федерации, устанавливаяправила защиты интересов несовершеннолетнихчленов семьи, в ст.

121 также говорит отом, что вопросы организации и деятельностиорганов местного самоуправления поосуществлению опеки и попечительстванад детьми, оставшимися без попеченияродителей, определяются указаннымиорганами на основании уставов муниципальныхобразований в соответствии с законамисубъектов Российской Федерации, Семейными Гражданским кодексами РФ.

Такимобразом, чтобы понять, какое именноподразделение органов местногосамоуправления правомочно устанавливатьопеку и попечительство и осуществлятьнадзор за опекунами и попечителями,нужно ознакомиться с законодательствомданного региона и с уставом муниципальногообразования.

Например,ст. 5 Закона г. Москвы «Об организацииработы по опеке и попечительству в г.

Москве” устанавливает, что “осуществлениефункций по опеке и попечительствувозлагается на администрацию района -в отношении несовершеннолетних лиц, наокружные управления здравоохранения- в отношении лиц, признанных судомнедееспособными или ограниченнодееспособными, и на муниципальныеуправления социальной защиты населения- в отношении совершеннолетних дееспособныхлиц».

Иноеправило содержится в Законе Свердловскойобласти «Об органах опеки и попечительствав Свердловской области»:

«Органыместного самоуправления муниципальныхобразований самостоятельно определяютструктуру органов опеки и попечительствамуниципального образования в соответствиис требованиями федерального законодательстваи настоящего Областного закона.

Общееруководство органами опеки и попечительстваосуществляет глава муниципальногообразования, который несет персональнуюответственность за результаты ихдеятельности».

Помимо этого, согласнонастоящему закону, по решению главымуниципального образования в соответствиис уставом муниципального образованияи нормативными актами органов местногосамоуправления руководство деятельностьюпо осуществлению опеки и попечительстваможет возлагаться на единыеспециализированные подразделенияадминистрации муниципального образования(отделы или службы по опеке и попечительству,по защите семьи и детства).

Ещеодин пример: согласно Закону Алтайскогокрая «Об органах опеки и попечительства»в качестве таковых называются органыместного самоуправления.

Статья 4указанного Закона наделяет органыместного самоуправления всеми необходимымиполномочиями в сфере опеки и попечительства,в том числе правом устанавливать опеку(попечительство), освобождать опекунов(попечителей) от исполнения их обязанностейи др.

Другимисловами, законодательство данногосубъекта Российской Федерациипредусматривает, что администрациямуниципального образования выступаетсвоего рода «общим» органом опеки ипопечительства, а, например, районныйотдел образования (структурноеподразделение администрации) – специальныморганом, осуществляющим так называемуюсоциальную защиту. Таким образом,совершение фактических действий(например, подбор опекуна) возложено наотдел образования, а совершение действийюридических (назначение опекуна) – наадминистрацию района или города.

Представленноераспределение функций не находится впротиворечии с федеральным законодательством.Однако понятно, что подобное «раздвоение»органов опеки и попечительства можетвызвать трудности на практике.

В данномслучае, может возникнуть вопрос, какойименно орган из перечисленных являетсязаконным представителем подопечногов суде (в тех случаях, когда опека илипопечительство еще не установлены иликогда интересы опекуна и подопечногопротиворечат друг другу), или, например,неясно, какой орган должен быть сторонойдоговора доверительного управленияимуществом, заключаемого в порядке ст.38 ГК РФ.

Поэтомунам представляется, что наиболее удачноорганы опеки и попечительства определеныв упомянутом выше Законе г. Москвы.

Основнымпризнаком, характеризующим органы опекии попечительства, является то, что, какорганы местного самоуправления, онивходят в систему государственногоуправления, но не относятся к органамгосударственной власти. 15

Изэтого обстоятельства, а также из положенийКодекса РСФСР об административныхправонарушениях следует, что органыопеки и попечительства не обладаютправом наложения административныхвзысканий на лиц, допустившихправонарушения.

Однако они вправевоспользоваться иными мерами воздействий,например: отстранение опекуна (попечителя)от исполнения им своих обязанностей,отобрание ребенка, сообщение в компетентныеорганы о факте совершения преступления,обращение в суд с иском о возмещениивреда, причиненного личности подопечногоили его имуществу действиями опекуна,и пр. 16

Приисполнении своих обязанностей органопеки и попечительства взаимодействуетс различными органами и организациями.Таким образом, суд обязан направлятьоргану опеки и попечительства выпискииз вступивших в силу решений о признаниилица недееспособным или об ограничениидееспособности (п. 2 ст. 34 ГК РФ).

Вслучае если ребенок утратил попечениеродителей должностные лица различныхучреждений, а также граждане, которымстало известно об этом, в соответствиис п. 1 ст.

122 СК РФ должны сообщить о данномфакте органу опеки и попечительства поместу нахождения ребенка.

К такимдолжностным лицам можно отнестируководителей образовательных, лечебныхучреждений, работников органов внутреннихдел, куда поступила информация о ребенке,другие лица, в частности инспекторыкомиссий по делам несовершеннолетних.

Правовоеположение комиссий по деламнесовершеннолетних и обязанности ихдолжностных лиц определяются в настоящеевремя Положением о комиссиях по деламнесовершеннолетних. Данный нормативныйакт дважды изменялся, тем не менее, егосодержание во многом противоречитновому законодательству, в том числеСемейному кодексу РФ.

Так,комиссия по делам несовершеннолетнихне вправе диктовать органу опеки ипопечительства, какую конкретно формуустройства необходимо применить вотношении того или иного ребенка, таккак правом выбора обладает сам орган.Предложение комиссии несет рекомендательныйхарактер.

Такимобразом, деятельность органов опеки ипопечительства осуществляется в тесномвзаимодействии с иными органамигосударственной власти и управления.

Поотношению к конкретному лицу, нуждающемусяв установлении опеки или попечительства,органом опеки и попечительства являетсято подразделение органа местногосамоуправления (или сам орган местногосамоуправления, если в нем не выделенысоответствующие отделы или комитеты),на территории которого гражданинпостоянно проживает. Это правило следуетиз содержания п. 3 ст. 34 Гражданскогокодекса Российской Федерации.

Положениеоргана опеки и попечительства зависити от наличия у него статуса юридическоголица. Согласно ст. 20 Федерального законаот 28 августа 1995г.

«Об общих принципахорганизации местного самоуправленияв Российской Федерации» «выборные ииные органы местного самоуправленияявляются юридическими лицами всоответствии с уставом муниципальногообразования».

Статус юридического лицаимеется у того или иного органа толькопри указании на то в его уставе илиположении.

Наличиестатуса юридического лица свидетельствуето праве органа опеки и попечительствасамостоятельно, без доверенностизаключать договоры, выступать в суде;отвечать по обязательствам и др.17

Действующеезаконодательство, к сожалению, неуточняет, в какой именно организационно-правовойформе создаются органы местногосамоуправления – юридические лица.Безусловно, данная организация являетсянекоммерческой.

Федеральныйзакон от 12 января 1996 г. «О некоммерческихорганизациях» предусматривает закрытыйсписок организационно-правовых формнекоммерческих юридических лиц.Совершенно очевидно, что орган опеки ипопечительства может иметь толькостатус учреждения, финансируемогособственником 18.

Эта форма более других соответствуетцелям и задачам создания органов местногосамоуправления, а также имущественнойоснове их деятельности.

Имуществопередается учреждению на правеоперативного управления, продолжаяоставаться в собственности учредителя(в данном случае в муниципальнойсобственности).

Учредителеморгана опеки и попечительства (как илюбого другого органа местногосамоуправления) может быть толькомуниципальное образование – город,район, село и т. п.

Муниципальноеобразование является самостоятельнымсубъектом права, в том числе самостоятельнымсубъектом гражданско-правовых отношений(ст. 124—126 ГК РФ).

Такие субъекты, какгород и городская администрация сюридической точки зрения не тождественны,поскольку положение второй вгражданско-правовых отношениях аналогичнооргану юридического лица.

Однакона практике встречаются совершенноиные ситуации.

Так, устав муниципальногообразования, а также устав соответствующегоотдела районной администрации (например,отдела образования) указывают на то,что отдел является юридическим лицом,но его конкретную организационно-правовуюформу не определяют. Это являетсянарушением требований ст. 52 и 54 ГК РФ,что может повлечь за собой непризнаниеорганизации как таковой в связи снедействительностью ее регистрации.

Источник: https://studfile.net/preview/4170537/page:6/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.