Строительство на муниципальной земле

Содержание

Самовольная постройка на муниципальной земле

Строительство на муниципальной земле

РЕШЕНИЕ ПРАВОВЫХ ВОПРОСОВ,

СВЯЗАННЫХ С ЗЕМЛЁЙ И

пн-пт 10.00 — 20.00

Оформление земельного участка под самовольной постройкой

Одним из самых острых и насущных вопросов в области земельного права и строительства является такое действие, как самовольное строительство. Больше всего самовольное строительство распространено среди физических лиц, которые ввиду неосведомленности не знают, что нельзя строить там где хочется то, что хочется.

Для решения ситуации с самовольными постройками именно для физических лиц был принят ряд изменений в законодательные акты РФ. Теперь данное явление и свод законодательных норм носят название «дачная амнистия».

Но ситуация стала решаемой только с одной стороны. Право на оформление самовольной постройки получили лишь те граждане, у которых имелись в наличии документы на землю.

При отсутствии вовсе документов на землю, даже обращение в суд не всегда поможет узаконить (оформить в собственность) самовольную постройку.

Понятие самовольной постройки дается в гражданском кодексе РФ- ст. 222.

Под такой постройкой принято понимать жилой дом, иное строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных норм и правил.

В большинстве случаев, самовольное индивидуальное строительство (жилищное, гаражное и т.д.) осуществлялось в большей степени в виде застройки земельных участков, не предназначенных для строительства, а также без получения разрешения на соответствующее строительство. Оформление земельного участка

Строение может приобрести статус самовольного при наличии хотя бы одного из следующих условий:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас: 8 (800) 302-92-80 (Остальные регионы) Это быстро и бесплатно!

§ земельный участок, на котором происходит строительство объекта, не был отведен для такого строительства (имел иное разрешенное использование) назначение». Например, земельный участок отведен под застройку офисных зданий, а осуществляется по факту строительство жилого дома;

§ на строительство объекта не была получена предусмотренная законом разрешительная документация. Разрешение на строительство не получено;

§ строение было возведено с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Важно знать, что право собственности на самовольную постройку не может быть признано, если ее сохранение нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан. Оформление земельного участка

В случае установления наличия самовольной постройки и невозможности признания права собственности на нее, самовольная постройка подлежит сносу построившим ее лицом, либо за его счет (ст. 222 ГЕ РФ; п. 3 СТ. 25 Федерального закона от 17 ноября 1995 Г. ;N’Q 169-Ф3 «Об архитектурной деятельности в Российской Федерацию».

Оформить земельный участок под самовольной постройкой можно. Но достаточно сложно. Можно назвать два способа.

Предполагается, что у лица, осуществившего самовольную постройку, имеются в наличии документы о предоставлении ему земельного участка, на котором велось или ведется строительство.

Данный земельный участок предоставлен гражданину на праве собственности, на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Также наличие права пользования данным земельным участком можно подтвердить старыми документами о выделении земли под что-то, из которых сложно определить вид права предоставления земельного участка. Такие документы тоже являются основанием для признания права собственности на земельный участок. Оформление земельного участка

Речь идет о той самой «дачной амнистии».

Как уже говорилось, «дачная амнистия» — это изменения, внесенные в ряд законов и нацеленные на упрощение оформления физическими лицами их прав на строения и землю. Данные изменения были внесены Федеральным законом от 30 июня 2006 г.

NQ 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (далее — Федеральный закон от 30 июня 2006 г.

М 93-ФЗ), вступившим в силу 1 сентября 2006 г.

Именно эти изменения в законы «отобрали» у судей огромную часть работы по рассмотрению гражданских дел о признании фактов, имеющих юридическое значение, связанных с признанием права физических лиц на землю и самовольные постройки.

Во-первых, это относится к тем случаям, когда у физического лица имеются в наличии документы на земельный участок. И из таких документов не представляется возможным определить, на каком именно праве предоставлен данный земельный участок. Оформление земельного участка

До вступления в силу Закона «О дачной амнистии» наличие «неопределенного» документа на землю требовало обращения в суд с исковым требованием о признании права собственности на земельный участок.

Все происходило из-за того, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в регистрации права собственности на основании такого документа отказывал.

Оформление земельного участка

Сегодня регистрация права собственности на землю осуществляется на основании любого документа о предоставлении земельного участка конкретному физическому лицу, даже в том случае, если вид права установить невозможно (ст. 22.

2 Федерального закона «O государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Сегодня нет необходимости обращения в судебные органы для оформления права собственности на строение — гараж, дом, садовый домик, любое хозяйственное строение, если оно построено гражданин без разрешения на строительство на выделенном ему земельном участке, на который у него имеются документы.

Как уже говорилось, декларация не заполняется для регистрации права на жилые дома, декларация заполняется только на постройки, на которые в соответствии с законодательством не требуется разрешение на строительство. Оформление земельного участка

Если изучить Бланк декларации, то можно увидеть, что он содержит пять видов объектов недвижимости: жилой дом с правом регистрации проживания, расположенный на дачном земельном участке;

— жилое строение без права регистрации проживания, расположенное на дачном земельном участке;

— жилое строение без права регистрации проживания, расположенное на садовом земельном участке;

— хозяйственное строение или сооружение (строение или сооружение вспомогательного использования);

Однако, решением Верховного Суда Российской Федерации от 22 мая 2009 г. N2 ГКПИ09-484 декларация была признана частично недействительной в части абзаца четвертого п.

2, где как раз указан такой вид объекта, как жилое строение без права регистрации проживания, расположенное на садовом земельном участке, ввиду того, что данное положение нарушает права граждан на регистрацию по месту жительства. Оформление земельного участка

Однажды, срок действия «дачной амнистии» уже был продлен до 1 января 2010 г. Сегодня определена очередная дата окончания действия «дачной амнистии» — это 1 января 2015 года. Указанная дата распространяется далеко не на все объекты недвижимого имущества, подпадающие под «дачную амнистию».

Суть амнистии по недвижимости состоит в том, что изменения, внесенные в Гражданский кодекс Российской Федерации и 3емельный кодекс Российской Федерации, временно устранили необходимость в получении таких документов, как разрешение на строительство и ввод объекта в эксплуатацию при строительстве на определенных земельных участках с конкретными видами разрешенного использования.

Отпала также необходимость в получении разрешений и актов органов государственной власти или местного самоуправления, уполномоченных распоряжаться земельными участками, в частности при переоформлении прав постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения в собственность граждан и физических лиц.

Следует заострить внимание, что «дачная амнистия» распространяется только на определенные земельные участки и построенные на них строения. Существуют ограничения, в том числе и по субъектному составу.

Порядок оформления права собственности на объекты недвижимого имущества распространяется только на физических лиц.

При наличии желания физического лица оформить земельный участок и (или) самовольные строения на таком земельном участке для коммерческих целей, данные объекты и это лицо (индивидуальный предприниматель) под действие закона о «дачной амнистии» не подпадают. Оформление земельного участка

Под «дачную амнистию» подпадают только те земли, которые предоставляются для личного подсобного, дачного хозяйств, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного и индивидуального гаражного строительства.

К зданиям, строениям, сооружениям, которые можно оформить в упрощенном порядке, относятся только те, которые построены на указанных земельных участках и только в соответствии с их разрешенным использованием.

Рекомендуем к прочтению: Тип земли днп что это такое

Оформление земельного участка в собственность в упрощенном порядке по «дачной амнистии» на основании документов о передаче земли в постоянное (бессрочное) пользование или в пожизненное наследуемое владение, либо в соответствии с документами, по которым невозможно установить конкретный вид права, возможно, только в случае, если данные земельные участки были предоставлены до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации от 30 октября 2001 г.

Документы, в соответствии с которыми регистрирующий орган осуществляет государственную регистрацию права собственности на землю, являются:

§ акт о предоставлении такого земельного участка. К таким документам могут относиться распоряжения, постановления о предоставлении земельных участков на любом праве или без указания права, на котором предоставлен земельный участок;

§ свидетельство о праве на данный земельный участок. Свидетельство о праве собственности, свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования, свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения;

§ выписка из по хозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства;

§ другой документ, удостоверяющий право собственности на земельный участок.

Кроме указанных выше документов, являющихся основанием для государственной регистрации права собственности, должен быть представлен кадастровый паспорт на оформляемый земельный участок.

Нужно упомянуть, что упрощенный порядок оформления земли предусмотрен только для физических лиц. Юридические лица находятся гораздо в более затруднительном положении как в случае оформления самовольной постройки на земельном участке, так и в случае приобретения земельного участка под самовольной постройкой. Оформление земельного участка

Источник: https://zakonosfera.ru/cat-num-4/samovolnaya-postroyka-na-munitsipalnoy-zemle.php

Что можно построить на арендованном земельном участке — какие постройки разрешены законом?

Строительство на муниципальной земле

Строительство на арендованном земельном участке должно быть в точности с нормами ГК РФ и ЗК РФ. Разрешена постройка любых объектов недвижимости, если они согласованы с контрольными органами и соответствуют проектной документации.

статьи:

Закон допускает строительство объектов недвижимости, если они соответствуют определению п. 1 ст. 130 ГК РФ. К недвижимости относятся здания и сооружения, объекты незавершенного строительства жилые помещения. Возможна постройка хозяйственных и промышленных объектов. Основное условие их соответствие категории земель.

Строительство частного жилого дома на землях лесного или водного фонда запрещено и может повлечь соответствующие негативные правовые последствия. Возведение объектов на землях сельскохозяйственного назначения должно быть согласовано с собственником.

Частные жилые дома

Возможность построить частный дом на арендованной земле должна быть предусмотрена в договоре аренды. Разрешение выражается арендодателем в доступной и четкой форме.

Строительство коттеджа допустимо при целевом предоставлении муниципальным образованием или другим собственником земельных участков. Для постройки необходимо получить разрешение у муниципалитета и заказать проект дома. Ст. 28 и 30 ЗК приводят основания предоставления участков в аренду для ИЖС.

Архитектурный проект для строительства частного дома высотой до трех этажей необязателен. Подобная норма указана в ч. 3 ст. 48 ГрК РФ. Такая норма распространяется для физических лиц, которые строят дом для собственного проживания. Если застройку осуществляет предприниматель, то проект обязателен.

Разрешение на строительство оформляется согласно п. 9 ст. 51 ГрК РФ. Заявление направляется в орган местного самоуправления.

К нему прилагаются следующие документы:

  • договор аренды участка;
  • градостроительный план;
  • схема, с местом расположения объекта ИЖС.

Требовать другие документы, согласно п. 10 ст. 51 ГрК РФ, муниципалитет не вправе. Разрешение выдается на десять лет (п. 19 ст. 51 ГрК РФ). Ввод объекта в эксплуатацию осуществляется согласно ст. 55 ГрК РФ.

Положительное решение комиссии будет в случае, если дом соответствует техническим требованиям, оснащен необходимой документацией. Технический паспорт оформляется в БТИ. Регистрация права собственности на объект осуществляется в ГКН Росреестра – согласно ФЗ от 13.07.2015 № 218.

сюжет расскажет, как выбрать участок под строительство

Здания и сооружения

  • Строительство зданий зависит от его целевого использования. Сооружения возводятся согласно утвержденной архитектурной схеме. Проекты сооружений оформляется с учетом ФЗ № 169 «Об архитектурной деятельности».
  • В перечень зданий входят объекты многоэтажного строительства с инфраструктурой. Подвод коммуникаций осуществляется согласно принятым техническим нормативам. Выдача разрешения на строительство и акт ввода объекта в эксплуатацию обязательны.
  • Земля предоставляется в аренду муниципальным образованием или частным инвестором. Правоотношения между арендатором и арендодателем могут быть ограничены конкретным сроком. Возможно предоставление земли в порядке аренды на неограниченный срок.

На арендованной земле возводят объекты долевого строительства. Застройщиком выступают жилищно-строительные кооперативы или коммерческие организации, которые получают землю на длительную аренду у муниципального образования.

Сделка долевого строительства регулируется ФЗ № 214 от 30.12.2004 г. Ответственность застройщика подлежит обязательному страхованию. В договоре прописывается полная стоимость передачи объекта недвижимости заказчику.

Строительство технических сооружений на арендованной земле предусматривает получение разрешения у государственных контрольных органов и местных властей. Возведение гидросооружений проводится с соблюдением норм экологической безопасности.

Условия строительства должны быть обеспечены арендодателем. Имеет значение рельеф участка, публично-правовые обязательства арендодателя, возможные земельные сервитуты.

Разрешения на возведение временных зданий и сооружений не требуются. К таким объектам относятся: бытовые помещения, ангары, хозяйственные корпусы из модульных блоков. Перечень таких построек обозначен в п. 1.1 ГСН 81-05-01-2001 г.

Гараж

Разрешение на строительство необходимо для постройки капитального гаража, в том числе в промышленных и коммерческих целях. Его проект разрабатывается и согласуется с БТИ.

  • Если гараж построен без разрешительной документации, то он может быть снесен по требованию собственника земельного участка.
  • При согласии арендодателя (собственника) узаконить гараж, застройщик должен принять меры по его легализации.
  • Право собственности на гараж легче получить, если он размещен на землях дачного или садового товарищества. Тогда постройка может быть оформлена в качестве вспомогательного помещения.

В остальных случаях, даже при согласии собственника земли на постройку, узаконивать право собственности на гараж придется в судебном порядке.

Потребуется доказать, что постройка не угрожает жизни и здоровью людей, не нарушает права соседей.

Узаконить гараж (в том числе несколько аналогичных по конструкции) можно, если участники гаражно-строительного кооператива решили выкупить у муниципалитета арендованную землю.

Вопросы статуса земли после завершения строительства

Земельный участок остается в постоянной или долгосрочной аренде. Размер арендной платы остается обязательным условием заключения договора. Он может изменяться по соглашению сторон или в судебном порядке.

Надлежаще оформленный договор аренды считается основанием выдачи разрешения на строительство. Досрочное расторжение сделки не допускается, за исключением случаев, указанных в ст. 619-620 ГК РФ.

Допускается субаренда земельного участка. Строительство объекта недвижимости должно проводиться с согласия собственника и основного арендатора. Исключаются аресты и залоговые обременения, за исключением согласия залогодержателя на аренду. Спорные ситуации решаются в претензионном и судебном порядке.

Источник: https://pravo-doma.ru/zemlya/chto-mozhno-postroit-na-arendovannom-zemelnom-uchastke-kakie-postrojki-razresheny-zakonom.html

Легализация самостроя: в 2020 году как узаконить самовольную постройку

Строительство на муниципальной земле

Последние изменения: Январь 2020

Самостоятельная стройка должна быть согласована со множеством инстанций, определяющих соответствие будущего жилья нормам.

Если владельцы недвижимости игнорируют положения закона, могут возникнуть большие проблемы, если строительство велось с нарушениями, либо запланирована продажа.

Легализация самостроя – обязательная процедура, которая поможет оформить документы на собственность и иметь полное право распоряжаться ею по собственному усмотрению.

Чтобы избежать риска быть оштрафованным на крупную сумму или получить предписание на снос жилья, нужно пройти процедуру узаконивания самовольной постройки.

Что признается самостроем

Согласно законодательным положениям, к самострою относят различные варианты построек, по разным причинам не согласованные с административными структурами населенного пункта, в пределах которого они расположены.

Распознать, что такое самострой, довольно легко. Есть ряд характеристик, свойственных объектам самостроя:

  1. Построен объект на земле, которая не была надлежащим образом оформлена в собственность владельца.
  2. Объект строительства появился на участке, чье целевое назначение не предполагало этот вариант использования.
  3. Построен дом, иное строение, в обход согласования у различных административных структур.
  4. Возведение объекта происходит с нарушением норм градостроения, иных требований (например, пожарная безопасность), в результате чего получить согласование застройки не удалось.

Любой из данных вариантов – серьезный повод обеспокоиться относительно будущего права собственности и права распоряжения имуществом. Чем быстрее решить вопрос с незаконным строением на частном участке, тем меньше проблем ждет владельца.

Последовательность действий узаконить самострой

Когда постройка уже возведена, остается лишь выбирать, каким именно способом удастся урегулировать проблему самостроя:

  • более простой вариант – административный порядок согласования;
  • при возникших затруднениях – через исковое заявление в суд.

Второй вариант процедуры – более затратный и сложный, применяется только тогда, когда вариант упрощенного согласования с администрацией не получился.

Право на легализацию

Перед тем, как определиться с порядком действий, следует оценить свои шансы на успех, исходя из установленных правил оформления самостроя.

Чтобы узаконить дом без разрешения на строительство, предстоит решить вопросы:

  • Право на землю. Отсутствие разрешительной документации не исключает возможность легализации самовольной постройки, но делает ее сложнее. Претендовать на узаконивание прав на недвижимость, необходимо являться собственником земли, либо арендовать ее на определенных условиях.
  • Соответствие типа постройки целевому назначению земли (например, жилой дом – на участке под ИЖС).
  • Характеристики объекта. Постройка должна отвечать ограничениям, установленными в рамках плана территории, разрешительных бумаг.
  • Соблюдение интересов и прав других лиц, гарантия отсутствия предпосылок, угрожающих благополучию граждан.
  • Оформление права на недвижимость по доброй воле.

Объект нуждается в предварительной постановке на учет. Это позволит в дальнейшем обращаться в суд, если легализация в упрощенном порядке оказалась невозможной.

Упрощенное оформление

Дальнейший порядок действий зависит от конкретных обстоятельств застройки и типа объекта. Для построек с нежилыми помещениями, возведенными на территории садоводческого товарищества, алгоритм действий следующий:

  1. Заказ техплана через кадастровую службу. Подготовка технического плана инженером – платная процедура, требующая затрат.
  2. Оплата пошлины за регистрацию собственности (можно воспользоваться терминалом МФЦ или любым другим банкоматом).
  3. Подача заявления на регистрацию права собственности через сотрудника МФЦ. К заявлению прикладывают подготовленный техплан.
  4. В течение ближайшей пары недель рассматривается вопрос о допустимости регистрации и далее заявителю выдают подтверждающий право собственности документ.

Если появились сомнения в соблюдении правил строительства или есть нарекания к проводимой процедуре, Росреестр вправе отказать в регистрации. Тогда собственник решает проблему через суд.

Если объект недвижимости – постройка на собственном участке ИЖС или ЛПХ (личное подсобное хозяйство), чтобы получить техплан, кадастровый инженер должен получить от владельца согласованное разрешение на постройку.

Если разрешение на строительство отсутствует

В Пензе снесена постройка Михайловской обители. penzanews.ru

При самовольной застройке разрешения на строительство не имеется. Значит собственнику предстоит посетить МФЦ для подачи запроса о предоставлении ГПЗУ градостроительного плана на землю.

После получения ГПЗУ готовится схема участка с определением местоположения объекта строительства.

Снова обращаются в МФЦ для согласования строительства с приложением к заявлению ГПЗУ и подготовленной схемой участка.

Разрешение на строительство дает право на выполнение строительных работ и легализацию объекта. С разрешением на строительство обращаются с просьбой подготовить технический план, на основании которого далее регистрируют постройку.

Если в процессе получения разрешения, подготовки техплана или регистрации получен отказ, следующим этапом, как узаконить самострой, станет судебное разбирательство.

Судебное согласование

Так как незаконных построек в Москве и области (например, дачных домов) довольно много, рекомендуется следить за тем, чтобы в процессе строительства неукоснительно соблюдались нормативы и требования по закону. Иначе не избежать негативных последствий вплоть до полной потери недвижимости.

Обращению в суд всегда предшествует попытка легализации в административном порядке. Обойти досудебный порядок согласования постройки невозможно. Только получив отказ на любом из этапов легализации человек получает право на рассмотрение дела в суде.

Исковое заявление о признании права на собственность составляется согласно общих норм ГПК РФ.

Основные требования к иску:

  1. Указание, на каких основаниях гражданин возвел постройку на рассматриваемом участке земли (частная собственность или долгосрочная аренда). В подтверждение слов ссылаются на прилагаемую копию документа – выписку ЕГРН, дополненную кадастровым планом.
  2. Описание вида объекта недвижимости, установленного в техплане.
  3. В тексте искового заявления указывают лицо, построившее объект и время строительства (если работы велись подрядчиками – прилагают копию договора с ними, если строительство велось своими силами – чеки, квитанции о покупке материалов).
  4. Так как обращению в суд предшествует отказ в согласовании, указывают, кто именно отклонил просьбу в выдаче разрешения (прилагают копию отказного письма) и приводят обоснования, вынудившие отказать.

В силу того, что предыдущее согласование проводилось с муниципальными структурами, ответчиком по иску указывают именно его.

После подготовки иска предстоит вычислить, сколько стоит оплата пошлины за рассмотрение дела в суде. Не установлено единой суммы пошлины, так как она рассчитывается по стоимости неузаконенного объекта. Чтобы правильно рассчитать сумму, обращаются за экспертным заключением к оценщикам недвижимости.

Как свидетельствует судебная практика, результат рассмотрения дела полностью зависит от аргументации исковых требований со ссылками на законодательство и прилагаемой документации.

Подготовленный пакет бумаг для суда включает:

  • копии заявления и приложений, подготовленные для сторон процесса;
  • оценочное заключение, на основании которого рассчитывалась государственная пошлина;
  • бумаги, свидетельствующие о принадлежности земли конкретному собственнику;
  • техплан, иное документальное подтверждение о наличии самостроя на участке;
  • справки, свидетельствующие об отсутствии нарушений СНиПов и угроз жизни и здоровью окружающих;
  • документ, подтверждающий факт того, что возведение объекта не вызвало ущемления прав других граждан;
  • бумаги о предварительной работе по согласованию и ответах из муниципальных органов (с согласованием или отказом);
  • оплаченная квитанция госпошлины.

Место подачи иска выбирают, исходя из общих правил:

  • в регионе расположения спорного объекта;
  • в мировом суде при стоимости имущества менее 50 тысяч рублей;
  • в районном суде при превышении стоимости объекта 50 тысяч рублей.

После заслушивания сторон, их позиции и доводов, судья выносит решение. При положительном вердикте собственник вместе со вступившим в силу постановлением обращается в МФЦ или напрямую в отделение Росреестра для регистрации собственности.

При регистрации прилагают новый пакет документации:

  • заявление с просьбой зарегистрировать объект собственности;
  • квитанцию об оплате регистрационной пошлины;
  • паспорт заявителя;
  • судебное решение, в котором указано, что оно вступило в силу;
  • техпаспорт объекта легализации.

Последствия неузаконенного самостроя

 

Несмотря на сложности процесса согласования строительства, лучше придерживаться установленных законом требований. В противном случае, собственника ожидают куда большие проблемы, чем просто запрет на возведение постройки.

Помимо штрафа, который может достигать 1 миллиона рублей, владельцу могут вынести предписание о сносе.

К негативным последствиям относят и существенные ограничения в праве распоряжения недвижимостью – ее невозможно продать или распорядиться иным образом, если не будет подтверждено право собственности.

Когда самовольное строительство привело к созданию ситуации, опасной для жизни окружающих, с риском для здоровья других граждан, либо объект нарушает права, собственника заставят снести строение в принудительном порядке.

Отсутствие достаточных знаний этапов строительства и игнорирование требований законодательства часто приводят к рассмотрению дела в суде, с серьезными издержками на подготовку к разбирательству. Кроме того, нет никаких гарантий, что судья примет решение в пользу собственника строительного объекта.

По этой причине настоятельно рекомендуется накануне начала стройки заручиться согласием надзорных органов и лишь затем заниматься строительством.

  Рассмотрение вопроса в суде требует юридической подготовки, знаний, как узаконить самовольную постройку, в соответствии с земельным, строительным, жилищным законодательством, и умения правильно аргументировать.

По этой причине, если не удалось согласовать постройку в административном порядке, рекомендуется обратиться к опытному юристу.

Закон о самострое, активно обсуждаемый законодателями летом 2018 года, должен предельно ясно дать определения самовольным постройкам и регламентировать порядок их сноса. Кроме того, нарушителям предоставляется срок лот 3 месяцев до 3 лет на ликвидацию несоответствий, что исключает возможность быстрого сноса объектов.

Читайте статью 222 ГК РФ с новыми изменениями и дополнениями.

Законодатели также устанавливают ограничения, препятствующие сносу построек по усмотрению муниципалитета.

К таким ситуациям относят постройки на земле, право собственности которой доказать не удалось, однако само строение возникло на участке еще до принятия ЗК РФ.

Нельзя несогласованно снести здания, возведенные в отсутствие строительного разрешения до начала действия Градостроительного Кодекса (закон №73-ФЗ от 07.05.1998 года).

Бесплатный вопрос юристу

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

© 2020 zakon-dostupno.ru

Источник: https://zakon-dostupno.ru/nedvizhimost/oformlenie/legalizatsiya-samostroya/

Последствия самовольной постройки на основании статьи 222 ГК РФ

Строительство на муниципальной земле

Самовольной признаётся постройка, выполненная без соответствующих разрешений, или на земельном участке, который не принадлежит застройщику. Здание или сооружение может относиться к любому типу — быть жилым или коммерческим, представлять собой постоянную или временную конструкцию, но это обязательно должна быть недвижимость, даже если её строительство ещё не завершено.

Чаще всего самовольная постройка представляет собой объект, расположенный на муниципальной земле, который возведён или возводится без получения разрешений, в надежде на то, что наличие строения упростит процедуру оформления всей необходимой документации в будущем.

Однако бывают и исключения, связанные со строительством на земельном участке, который принадлежит частным лицам — юридическим или гражданам. В результате возникает спор, который можно разрешить только в суде, а регулировать вопросы взаимоотношений между лицами призвана ст.

222 ГК РФ.

Правовая сущность и правила, устанавливаемые ст. 222 ГК РФ

Исходя из содержания ст. 222 ГК РФ, нельзя сделать однозначный вывод о том, что должно происходить с постройками, которые относятся к числу самовольных. Текст п. 1 делит такие на два вида, — на участке, не предоставленном в установленном порядке, и там, где строительство полностью запрещено.

Первый тип оставляет застройщикам надежду на то, что разрешения всё же удастся получить. В общем случае права собственности на недвижимость, возведённую без наличия надлежащих разрешений, возникнуть не может. Однако п. 3 указывает на условия его возможного появления, и не только в судебном порядке:

  • у лица, ведущего строительство, имеется право это делать на данном земельном участке;
  • постройка соответствует параметрам, принятым в документации по планировке территорий и иным документам землепользования и застройки;
  • сохранение постройки не нарушает охраняемые законом интересы других лиц.

При принятии решений о признании прав собственника на незаконную постройку суд руководствуется принципами:

  • единства земельного участка и расположенных на нём объектов;
  • невозможности безвозмездного изъятия у собственника его имущества;
  • соблюдение интересов иных лиц.

Из этого невозможно сделать вывод о том, что самовольная постройка останется на своём месте в любом случае. Она подлежит сносу, если не будет приведена в соответствие с существующими нормами землепользования.

Право принимать об этом решение отдано органам местного самоуправления. При этом они должны убедиться в том, что у застройщика отсутствуют документы, подтверждающее его право проводить строительство, а необходимость их наличия установлена законом.

Снос проводится за счёт лица, совершившего застройку.

Нужно иметь в виду, что содержание ст. 222 ГК РФ неоднократно менялось, и ещё в 2006 году был принят ФЗ № 93-ФЗ, который исключил возможность предоставления участка под строительство в будущем.

Таким образом ГК был скорректирован с ЗК, ст.

30 которого предусматривает, что из государственной или муниципальной собственности в частную земельные участки могут переходить только на открытых торгах, которые не должны учитывать наличие на земле каких-либо объектов, возведённых самовольно, в обход закона и отдельных положений.

Эти же изменения существенно упростили процедуру признания права собственности во внесудебном порядке в случаях, предусмотренных федеральным законодательством. В первую очередь это коснулось тех, кто обладает участками земли, находящимися в бессрочном и наследуемом пользовании.

Из общей судебной практики высших судов следует, что положения ст. 222 ГК РФ не распространяются на ситуации:

  • застройщик получил право на участок в законном порядке, а затем договор аренды, подтверждающий право на использование участка, был отменен;
  • произведена перепланировка или переоборудование сооружения, которое существовало до начала строительных работ.

Отражение ст. 222 в определениях и других документах высших судов РФ

Одним из наиболее важных официальных документов, имеющих отношение к этой теме, является информационное письмо Президиума ВАС РФ от 9 декабря 2010 г. № 143, в котором содержатся выводы, полученные в результате обзора судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами ст. 222 ГК РФ.

Наиболее значимый из них утверждает, что принудительный снос самовольной постройки может быть осуществлен только на основании решения суда. Он позволяет лучше понять сущность правового применения ст.

222 ГК РФ, которое не должно противоречить ст. 35 Конституции РФ и п. 1 ст.

1 ГК РФ, определяющего, что гражданское законодательство основывается, в частности, на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности.

Вывод сделан на основании определение судов апелляционной и кассационной инстанций, которые отменили постановление суда первой инстанции по делу о сносе ангара, постройку которого кооперативом сочла самовольной администрация муниципального образования.

Своим распоряжением орган местного самоуправления требовал сноса объекта, но руководители кооператива обратились с исковым заявлением в суд, который принял сторону администрации.

Истец добивался того, чтобы дело рассматривалось в суде, но не решалось исключительно в административном порядке.

Определение апелляционного суда было не в пользу кооператива, но лишь подтвердило правомочность его стремления рассматривать дело в ходе слушания в судебных инстанциях. В результате оно было возвращено в суд начальной инстанции с указанием того, что нужно провести полноценное рассмотрение, учитывающее состязательность сторон.

Другой вывод этого письма гласит, что прокурор вправе обратится в арбитражный суд с иском о сносе самовольной постройки в целях защиты публичных интересов. Он интересен тем, что в нём разъясняется сущность ст. 52 АПК РФ, которая утверждает, что прокурор не обладает правом на предъявление иска о сносе самовольной постройки.

На основании этого судом начальной инстанции был отклонён иск прокурора, который усматривал нарушения в строительстве зданий и сооружений публичного пользования.

Апелляционный суд указал на то, что в случае риска безопасности и здоровью граждан прокурор имеет право обращаться с иском в суд, поскольку, в силу закона о прокуратуре, должен стоять на страже интересов общества.

В ст. 52 АПК РФ имеется в виду ограничение, которое касается лишь частных построек индивидуального использования. Точно такой же смысл имеет и третий вывод этого информационного письма, согласно которому такие же права имеет ещё и орган, осуществляющий строительный надзор, и тоже в том случае, если речь идёт о защите публичных интересов.

Следует обратить внимание и на разъяснение того, что право обращаться в суд с исковым заявлением имеют ещё и третьи лица, чьи интересы нарушает незаконная самовольная постройка.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/rulaws/posledstviia-samovolnoi-postroiki-na-osnovanii-stati-222-gk-rf-5d9ef602c7e50c00af78c794

Строительство на государственных или муниципальных земельных участках

Строительство на муниципальной земле

Строительство на государственных или муниципальных земельных участках считается публичным строительством, которое осуществляется с возложением на застройщика особенных обязательств, среди которых наиболее материалоемким признается строительство социальных объектов.

Вопрос о том, каким образом следует оформлять обязательства застройщика, осуществляющего строительство на государственных или муниципальных земельных участках, решается в Федеральном законе от 23.06.

2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Все нововведения Земельного Кодекса вступили в силу с 1 марта 2015 года и сейчас являются частью проводимой масштабной земельной реформы.

  • За счет нововведений в законы планировалось, что строительство на государственных или муниципальных земельных участках упростится, а сам процесс приобретения участков как в аренду, так и в собственность станет более понятным и прозрачным. В целом закон № 171-ФЗ разрабатывался и принимался с целью усовершенствования процедуры предоставления земельных участков и градостроительного регулирования, как для физических лиц, так и для юридических.

Но строительство на государственных или муниципальных земельных участках зачастую до сих пор вызывает трудности.

 В частности, потому что до сих пор однозначно не решен вопрос создания на государственных или муниципальных земельных участках готовых социальных объектов, которые возводятся за счет средств застройщиков и безвозмездно передаются муниципальному образованию в собственность либо предоставляются ему в аренду до полного или частичного возмещения затрат застройщика.

В статье 39.6 Земельного Кодекса РФ описываются случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.

Обстоятельства, согласно которым происходит передача прав на участки, состоящие в распоряжении государства или муниципалитета обоснуются в статье 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно чему, сначала происходит планирование использования территории, а затем предоставление земельного участка в соответствии с определенной ему функцией.

В некоторых случаях закон прямо предусматривает возможность возложения обязательств по строительству социальной инфраструктуры на застройщика.

И если в договор о развитии застроенных территорий включено условие об обязанности компании осуществить строительство и (или) реконструкцию объектов инженерной, то строительство на государственных или муниципальных земельных участках обязывает заказчика (застройщика) исполнять свои обязательства и заниматься возведением объектов социальной и коммунально-бытовой инфраструктур за свой счет.

Образование земельных участков из земель или участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

  • проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом РФ,
  • проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков,
  • утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Муниципальный или государственный орган власти может предоставлять земельные участки застройщикам для комплексного освоения в целях жилищного строительства на государственных или муниципальных земельных участках. Пунктом 1 ст. 30.

2 ЗК РФ предусмотрено, что комплексное строительство на государственных или муниципальных земельных участках включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории путем строительства объектов инженерной инфраструктуры, жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования.

Таким образом в договоре изначально предусматривается условие о возложении на застройщика обязательства по строительству объектов социальной инфраструктуры.

Чтобы избежать лишних трат, предлагаем обратиться к пункту 4 статьи 38.2. Земельного кодекса РФ, в котором четко сказано, что включать в договор требования о выполнении каких-либо работ или оказании услуг, влекущих за собой дополнительные расходы победителя аукциона, недопустимо.

То есть производить строительство на государственных или муниципальных земельных участках можно как с комплексным освоением территории, так и без него, а условие об обязанности по безвозмездной или возмездной передаче социальных и иных объектов в государственную или муниципальную собственность рассматриваться как противоречащее законодательству.

О том, как грамотно и экономно осуществлять строительство на земельных участках разного типа и вида можно проконсультироваться по телефону 391 209-09-40. Мы ценим ваше время и деньги и предлагаем оптимальные схемы сотрудничества! Обращайтесь!

Источник: https://stroy-trading.ru/information/article/1084-Stroitelstvo-na-gosudarstvennykh-ili-munitsipalnykh-zemelnykh-uchastkakh

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.